Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

О чём молятся перед иконой «взыграние младенца»?

Случаи чудотворного заступничества иконы

Во время насаждения униатства Польско-Литовскими властями монастырь оставался православным. Икона являла чудеса заступничества в семнадцатом веке, когда турки окружили обитель. Они могли бы сжечь деревянные постройки. Тогда монахи с горячей молитвой обратились к Пресвятой Богородице перед Ее чудотворной иконой. И Она не замедлила явить Свою помощь.

Над монастырем в небе враги увидели Пресвятую Богородицу, которая покрывала обитель Своим омофором. Вокруг Нее стояли светлые Ангелы с сияющими мечами в руках. Перед Пречистой стоял в молитве недавно преставившийся святой игумен Иов.

Испугавшись, турки начали совершать непонятные действия: убивали друг друга и, в конце концов, бежали прочь от обители. А монахи возблагодарили Пречистую за Ее заступничество.

В 1713 году обитель все же насильно была обращена в униатство. Но после разгрома поляк в 1831 монастырь снова вернулся в православие. Обитель стала называться лаврой и заняла почетное четвертое место среди лавр России.

Из истории иконы

Наименование «Одигитрия», то есть Путеводительница, связано с чудом, явленным самой Богоматерью, которая однажды привела сама двух слепцов во Влахернский храм, где они по Ее воле прозрели.

Путеводительницей Смоленская икона Пресвятой Богородицы была и во время путешествия Анны из Византии на Русь. После смерти супругов их сын, князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, в честь чего она получила название «Смоленской».

Так, благодаря горячей молитве жителей Смоленска их город в 1239 году был избавлен от Батыева нашествия. Известны случаи, когда молитвы перед иконой ограждали от ужасных эпидемий, от нападения врагов и вражеского завоевания. Для православных Смоленская икона «Одигитрия» действительно всегда была Путеводительницей, указующей верный путь.

Икона пользовалась таким почитанием, что в ее честь возводились храмы. Так, была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, Арзамасе, Шуе и других городах. Особенно прославилась Шуйская Смоленская икона Божией Матери.

В 1665 году Шую охватила эпидемия моровой язвы, и напуганные жители решили, что нужно написать список со Смоленской иконы. Благочестивый иконописец сделал эскиз, однако на следующий день обнаружил, что поза Младенца Иисуса изменилась: Его правая ножка была поставлена на колено левой. Решив, что это его ошибка, он исправил икону, однако и на следующий день поза Младенца опять стала прежней.

Иконописец счел это Божьим знамением и больше не вносил исправлений. Когда же готовую икону принесли в храм, она воссияла необыкновенным светом, и после молебна моровая язва закончилась. После этого к иконе началось настоящее паломничество, произошло более ста чудес, и царь Алексей Михайлович даже прислал в Шую специальную комиссию, чтобы удостоверить чудотворную силу Шуйской (Смоленской) иконы, что и было сделано.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле — это часть стены, окружавшей тот храм.

Почитание в России

На Руси эта икона и списки с нее почитаются издревле. Но встретить его в храмах – большая редкость.

Первый образ иконы, являющийся каноном, хранится в церкви Хиландарского монастыря на Афоне.

Обретение же её славянами недалеко от Минска, по церковному преданию относят к 1650 году.

Там, где впервые явился чтимый образ, жители построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Легенда гласит, что икона Крестогорской Млекопитательницы помогала людям находить спасение во время Русско-шведской войны.

Церковные летописи повествуют и о других чудесах в городах и весях. Везде, где появлялись иконы Млекопитательницы, люди обращались к ней со своими молитвами и чтимый образ не оставлял страждущих.

Знаменитый список был привезен в 19 веке в Россию схимонахом Игнатием из Ильинского скита. Уже в наши дни нерукотворный образ Пречистой Девы — Млекопитательницы был обретен в Свято-Троицком соборе Армавира , где хранится и по сей день рядом с тем, что создан в иконописной мастерской.

Где находится в Москве

Святой образ Млекопитательницы, прославившийся своими чудотворными свойствами, есть в московском Елоховском Богоявленском соборе . Он находится по адресу: г. Москва, ул. Спартаковская, 15. Списки чтимой афонской Млекопитательницы передал в дар преподобный Гавриил Афонский.

Молитвы иконе Богородице- Млекопитательнице имеют целительную силу. Ведь так же, как она вскармливала Сына, Богоматерь питает и наши души «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1 Петр.2.2).

О чем просить Богородицу перед иконой Знамения

В первую очередь нужно помнить, что молитва — это не обрядовые действия. Владычице требуется наше сокрушенное сердце. Сокрушенное сердце бывает у человека, признавшего, что он грешен, и что без Бога он бессилен. В этом случае человек способен от души обратиться Царице Небесной. К молитве располагают земные поклоны — это духовная кардио разминка. После земных поклонов можно зажечь перед образом лампадку или свечу, положить в кадильницу ладан. Всё это поможет привести мысли в спокойное состояние, немного подготовить душу

Важно также то, что молитва обращена не к иконе, а к изображенной на ней Богородице

Просить Преблагую Царицу следует о спасении души. Обращаются к образу Знамения при ссорах в семье и рабочем коллективе, при нашествии врагов. Также икона помогает остановить пожар, стихийные бедствия, моровые болезни.

Икона Знамение имеет благодать исцелять глазные болезни.

Значение иконы

В иконографии Богородицы существует три закрепленных канона Её изображения , пришедших из Византии – «Знамение», «Одигитрия» и «Умиление».

В каждом из них содержится собственная смысловая доминанта, ключевое свойство образа, один из аспектов Её служения, которые передаются через множество деталей: композицию, жесты Богоматери с младенцем, цвет одеяния.

В иконографии «Умиление» образы Богородицы и младенца вызывают особые чувства. Все они словно пронизаны светом любви, нежной привязанности. Но, являясь частью этого иконографического стиля, «Млекопитательница» имеет и свойственные только ей особенности.

Отличительная черта иконы Богородицы-Млекопитательницы состоит в том, что здесь Она изображена как мать, кормящая своего Младенца.

Сын Иисус, вкушающий живительное молоко Богоматери –   довольно редкий сюжет в иконописных работах русских мастеров. За внешней его натуралистичностью – глубокое философское повествование.

Согласно канонам, на иконах Богородица изображается в традиционных одеждах, цветовая палитра которой глубоко символична. Голубой цвет туники с различной степенью градации – девственная чистота.

Мафорий и плат – верхняя одежда –  традиционно изображается в темно-малиновом цвете, который, как известно, содержит оттенки синего и красного. Сочетание этих цветов на одеждах Богородицы символизирует соединение Её девственной чистоты с плотью и кровью Сына Божиего.

Такая игра красок, подчёркивающая многослойность одеяния –  это своеобразная цветовая метафора, раскрывающая глубину Её образа, при прочтении которого так же последовательно разворачивается и богословский подтекст.

Соединение в сюжете сакрального и бытового – способ выразить мысль о единении земного и небесного, о стремлении вместить в человеческую душу Божественное начало, соединив их в единую ипостась.

Не случайно их лики обращены друг к другу, а нимбы очень часто соприкасаются.  Образ Богородицы многогранен, он выражает различные состояния души: от высших духовных до не сакральных, земных.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации