Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Как и зачем вести дневник развития ребенка?

Рыбный день

В меню карапуза появляется рыба, которая снабжает малышей очень качественным белком. Он усваивается легче, чем белок мяса. Но это довольно сильный аллерген.Если ребенок склонен к аллергии, знакомство отложите до 3 лет.

В составе морских сортов рыбы есть полиненасыщенные жирные кислоты класса омега-3, которые помогают развиваться головному мозгу, зрению, иммунной и кровеносной системам. Некоторые из этих кислот мы не найдем больше нигде. Кроме того, в рыбе содержатся витамины А, D, Е, группы В, фосфор, кальций, калий, магний, йод и фтор. Некоторые виды, например палтус, морской окунь и сардина, богаты еще и железом.

Лучше всего выбирать детское баночное пюре, куда, кроме рыбы, входят овощи и крупы. Если хотите приготовить рыбу для малыша сами, отварите ее, протрите через сито или измельчите в блендере, а затем смешайте с овощами. Такое блюдо легче усваивается, и кроха легче привыкнет к новому продукту. На первых порах покупайте нежирные виды – хек, треску, пикшу, камбалу, судака, карпа, толстолобика.

В 8 месяцев малыш ест 5 раз в день. На первое утреннее кормление ему по-прежнему предлагают грудное молоко или смесь, на второй завтрак – кашу, творог, фруктовое пюре или сок, на «обед» – овощное и мясное пюре, желток, сухарики, фруктовый сок, на «полдник» – йогурт, печенье и фруктовое пюре и на «ужин» – кефир.

Малыш уже может держать двумя руками чашку и делать маленькие глотки. Не упустите этот момент и предложите крохе попробовать любимые напитки уже не из бутылочки, а из «взрослой» емкости.

Месяцев в 11, когда малыш сделает первые шаги, дайте ему в ручку ложку. На этом этапе кроха сможет опускать ее в еду, зачерпывать ею пищу он научится буквально через пару месяцев.

Что вносить в дневник индивидуального развития ребенка?

Все, что мама посчитает нужным! Кому-то достаточно «сухих фактов»:

  • ежемесячные показатели прибавки и прироста;
  • даты посещения врачей и их резолюции;
  • проведение прививок и реакция малыша на них;
  • введение прикорма по схеме;
  • первый самостоятельный поворот на животик и обратно;
  • первая улыбка и гуление;
  • присаживание;
  • ползание;
  • первые слова осознанные;
  • первый шаг.

Вот приблизительный перечень «основополагающих событий», достойный быть занесенными в дневник ребенка до года.

Креативным мамам с богатой фантазией, начитанным интеллектуалкам или сверхэмоциональным и чувствительным особам этого, несомненно, будет мало. Можно вести своеобразную статистику: сколько раз вы гуляли/ссорились/падали/ходили в гости и т. д. за неделю/месяц/год. Можно вклеивать детские рисунки и фотографии, отпечатки ладошек и пяточек, увеличивающеся каждый месяц. Не стесняйтесь записывать собственные эмоции, пусть они и не всегда «правильны» и соответствуют вашим «мамским идеалам». Мамы имеют право быть людьми, а не вечно улыбающимися и терпеливыми роботами. Они сердятся, обижаются, наказывают детей и совершают воспитательные ошибки…

Чем подробнее будут ваши заметки, тем больший материал для размышлений, анализа и саморазвития вы получите из них в дальнейшем. Перечитывайте написанное, делайте выводы и меняйтесь к лучшему! 

Когда у вас родится второй (третий, четвертый…) ребенок, заведите для него отдельную тетрадку. Хотя, как говорят жизнелюбивые французы: «Comparaisons n`ont pas raison», что в переводе на русский означает: «Всякие сравнения бессмысленны», все же чрезвычайно интересно для родителей бывает проводить параллели между детишками. У Пети первый зубик проклюнулся раньше, зато Аня первая пошла! Костя сказал сначала «мама», а Оля — «баба». И если Степа в год носил штанишки размера 86, то Ирина — всего 74. То, что для посторонних не имеет значения и не достойно запоминания, для любящих мам исполнено глубокого смысла.

Не столь важно, как именно вести дневник ребенка, как систематизировать информацию: в календарном порядке или по графам (имеющим именно для вас первостатейную важность). В собственных записях вы всегда сможете разобраться

Главное, наполнить странички тетрадок любовью и уважению к малышу, заботой о нем, вашими духовными поисками и эмоциональными переживаниями.

 Загрузка …

Полезные микроорганизмы

Процесс пищеварения невозможен без микроорганизмов, помогающих створаживать молоко, разделять его на мелкие фракции и формировать кал. Ребенок получает «правильные» бактерии – бифидо- и лактобактерии – во время родов.

Если же этого не происходит, страдает и расщепление пищи, и ее всасывание. Молоко сбраживается, и образуется много газов, живот начинает болеть, а стул – портиться. Заселить искусственно кишечник нужными микроорганизмами не так просто – для этого нужна определенная зрелость иммунной системы, которая должна «выселить» непрошеных гостей.

Из-за проблем с пищеварением может возникнуть и еще одна проблема – аллергия. Газы распирают кишечник, еще сильнее его травмируя. Из-за этого его стенка хуже выполняет функции фильтра, через который не должны пройти непереваренные остатки пищи (у грудничков это не до конца расщепленные молекулы белка и молочного сахара). Попадая в кровь, эти молекулы могут вызвать аллергические реакции.

Для чего нужен дневник ребенка?

«Для кого» — так ставить вопрос правильнее. Во-первых, для самой мамы. Для её удобства и экономии времени (кусочек модного нынче тайм-менеджмента).

Все держать в одном месте:

  • координаты поликлиники, номера телефонов регистратуры и медсестры, часы приема участкового врача;
  • рецепты, выписанные педиатром, а также — вкусных и полезных детских блюд;
  • вырезки из журналов для родителей, понравившиеся, удивившие и помогшие решить проблемы цитаты о воспитании;
  • успехи и неудачи вашего крохи…

Во-вторых, для врачей, которые часто спрашивают о том, что начисто вылетает у нас из головы: прибавка в росте и весе, какие принимали лекарства, когда делали прививки и т. п. В-третьих, для самого ребенка! Который, когда подрастет, сможет ознакомиться со своей личной эволюцией, рассмотреть первые рисунки и неумелые буковки, узнать получше себя и свою маму. Понять, как сильно она его любит, как переживает за него, как заботится о его здоровье и душевной гармонии.

Одним словом, дневник вашего ребенка — это частичка семейной летописи, как и генеалогическое древо (составлять которые, пытаясь найти аристократических предков, снова входит в моду), фотоальбомы с трогательными надписями и многолетний «ростомер», нацарапанный на дверном косяке.

Мир без названия

Давайте войдем в первый мир младенца и вспомним то, что на самом деле мы никогда и не забывали. Пред­ставьте себе, что у вещей, которые вы видите, трогаете или слышите, нет ни названий, ни функций, и лишь с некоторы­ми из них связаны какие-то воспоминания. Он восприни­мает и переживает объекты главным образом как чувства, которые они в нем возбуждают. Недавно появившийся на свет ребенок не воспринимает их ни в качестве объектов как таковых, ни с точки зрения того, что с ними делать или как они называются. Различия между «внутри» и «снаружи» пока еще очень туманны и потому переживаются как два элемента единого непрерывного пространства.

В каждый отдельный краткий момент времени чувства Джоя изменяются вместе с восприятием, и каждый раз создается совершенно особая картина чувств в движении: внезапный всплеск интереса; поднимающаяся, а затем спа­дающая волна голода; приливы и отливы удовольствия. Джой переживает жизнь как последовательность наплывающих друг на друга моментов. Ему пока неясно, как пос­ле одного момента он оказывается в следующем, происхо­дит ли что-то между ними и что именно. Его чувства все время сосредотачиваются на том или ином моменте, и каж­дый из них он переживает весьма интенсивно.

Для младенца, в отличие от взрос­лого, пространство не является непрерывным и целостным. Оно напоминает, скорее, пузырь, окружающий его на рас­стоянии вытянутой руки. Даже слепые дети, когда начи­нают хватать и дотягиваться до объектов, тянутся к зву­чащей игрушке только в том случае, когда она находится в пределах этого радиуса. Они, также как и зрячие дети, делят пространство на две части, достижимое и недостижимое, но делают это не глаза­ми, а ушами.

Младенец приступает к решению зада­чи огромной значимости: ему предстоит практически одно­временно наполнить смыслом все различные составляющие его мира.

Самое начало

В первые месяцы жизни пища должна быть жидкой. Чтобы справиться с перевариванием более плотной еды, организму нужно проделать серьезную работу, в частности научиться координировать усилия глотательных мышц.

Нужно учитывать, что у грудничков есть одна особенность: любая плотная по консистенции пища, попав на язык, тут же будет выплюнута – так работает рефлекс «выталкивания ложки». Так что новорожденный малыш должен питаться тем, что ему предназначено самой природой, то есть грудным молоком. Всемирная организация здравоохранения рекомендует сохранять грудное вскармливание хотя бы до того времени, пока ребенку не исполнится полгода.

Зачем нужен «Дневник»

Эта книжка предназначена, в первую очередь, родителям. «Дневник» поможет определить, насколько правильно развивается ваш ребёнок, отстаёт ли он от сверстников или же, наоборот, опережает их.

Кроме этого «дневник»:

Поможет вам лучше узнать и понять своего малыша

Помня о том, что дневник необходимо заполнять, вы будете внимательнее наблюдать за ребенком, отмечать и анализировать нюансы, которые иначе могли бы пропустить.
Подскажет вам, как правильно развивать ребёнка — какие упражнения, игры и игрушки использовать, на что обращать внимание. В таблицах перечислены «правильные» реакции ребёнка того или иного возраста

Невольно, вы будете ориентироваться именно на них, а значит, подбирать игры, игрушки и упражнения, рекомендованные авторами, для тренировки этих навыков.
Пригодится, чтобы быстрее познакомить нового врача с вашим ребёнком при смене места жительства и лечебного учреждения.
Понадобится при визите к детскому психологу, неврологу, логопеду.
Поможет воспитателю детского сада учесть индивидуальные особенности вашего малыша.
Станет для вас и ваших детей отличным воспоминанием. Ведь это только сейчас вам кажется, что забыть то или иное событие просто невозможно, и вы всегда будете помнить, когда пошёл ваш ребёнок, когда он впервые сказал «ма» и прочие милые и очень важные вещи. На самом деле, всё очень быстро забывается. В памяти остается лишь общая информация, а факты, отмеченные в «Дневнике», будет легко вспомнить в любой момент.
Станет подспорьем при воспитании следующих детей. Заполняя «Дневник» для каждого ребёнка, вы сможете сравнивать их успехи и примерно ориентироваться на достижения предыдущих детей.>

Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп

Ремонт холодильника Самсунг

Профессионально ремонтируем холодильники Самсунг + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

ВЗГЛЯД В ГЛАЗА (4,5 месяца)

Дети ведут себя так, будто глаза действительно являются окнами души. Семи недель от роду они реагируют на них не просто как на центральную «географическую» достопримечательность лица. Если вы когда-либо играли с ребенком в «ку-ку», вы понимаете, что я имею в виду. Ребенок наполнен радостным ожиданием уже тогда, когда вы начинаете медленно опускать платок, которым накрыли лицо, и становятся видны волосы и верхняя часть лба. Но бурное выражение радости наступает лишь в тот момент, когда он увидит ваши глаза.

Шестилетний ребенок обнаруживает центральную для него психологическую роль глаз по-другому. Спросите у шестилетней девочки, которая закрыла оба глаза руками, думает ли она, что вы можете ее увидеть? Скорее всего, она ответит: «Нет!» Но причина такого ответа не в том, что ребенок не может представить, что вы видите его, когда он сам не видит вас. Мы привыкли так думать, но суть ответа заключена в другом. Она прекрасно понимает, что вы видите не только ее, но и ее руки, закрывающие глаза. Своим «нет!» она фактически говорит: «Раз ты не видишь моих глаз, значит, ты не видишь меня по-настоящему!» Видеть кого-то значит смотреть в его глаза.

Смотреть в глаза человеку, который отвечает на ваш взгляд, – это совершенно особый опыт. В такие моменты мы не только воспринимаем чью-то внутреннюю жизнь, обмен взглядами необыкновенно тревожит, так, что взрослые не в силах выдерживать прямой взгляд больше нескольких секунд (за исключением случаев влюбленности, сексуального влечения или агрессии, борьбы). Прямой молчаливый взгляд провоцирует у зверей приступ ярости. Похоже, у людей обмен взглядами вызывает либо сильные позитивные, либо сильные негативные чувства. В этом, между прочим, заключается секрет притягательности всевозможных игр в «гляделки» для детей. Маневры взрослых, связанные с прямым взглядом в глаза, основаны на том же: кто первым отведет взгляд? Проиграет он тем самым или выиграет?

К трем с половиной месяцам малыш может контролировать свой взгляд почти так же хорошо, как и взрослый. Пользуясь новой способностью, он может теперь начинать и останавливать близкое общение. Просто взглянув на маму, он может начать «встречу» с ней. Он может от­клонить приглашение к общению, отводя глаза, и закончить встречу, решительно посмотрев в другую сторону. Он ста­новится настоящим экспертом в мимическом регулировании подобного рода социальных взаимодействий «лицом к лицу».

В этом возрасте общение ребенка с матерью или отцом не определяется ничем конкретным. Они не ведут еще раз­говоров на определенную тему: о погоде или других вещах. Им не нужно ничего объяснять друг другу, нечего вспоми­нать, не нужно планировать будущее. Единственной «темой» становится момент, в котором они — два человеческих су­щества — переживают прямую и глубокую связанность. Их взаимодействия преследуют единственную цель — продлить этот «опыт».

книга на тему

Сделать счастливыми наших детейВ издательстве CLEVER MEDIA Group вышли несколько книг этой серии. Это совместный проект PSYCHOLOGIES и CLEVER, основанный на материалах журнала. Каждая книга посвящена определенному возрасту или одной из трудностей (сон, еда, истерики…), с которыми сталкиваются родители, воспитывая детей.

СОЗДАНИЕ ИСТОРИЙ (2,5 года)

Создавая историю, дети создают новую реальность. И получается две реальности: пережитая в непосредственном субъективном опыте и рассказанная. Они связаны друг с другом, но не одинаковы, они сосуществуют.

Задача ребенка при создании истории заключается в том, чтобы передать родителям поток своих переживаний. При этом он не просто создает новый, альтернативный вариант того, что было, – он предлагает версию, которая вполне может стать «официальной», общепринятой. Рассказы о прошлом во многом определяют для нас, «что же на самом деле произошло», поскольку в них отобраны лишь некоторые из множества пережитых событий. И в этом смысле ребенок занимается необыкновенным делом: изо дня в день он учится создавать свое прошлое.

А что происходит, если пережитое прошлое и рассказанное прошлое очень сильно расходятся или даже противоречат друг другу? В связи с этим нужно иметь в виду, что истории о прошлом, особенно «официальные», обычно создаются ребенком с «помощью» родителей. Это результат совместного творчества. Например, ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, рассказывает историю, в которой он оправдывает своих родителей: «Они бьют меня потому, что очень заботятся обо мне». Эта история может удержать окружающих от конфликта с родителями наказываемого ребенка и, тем самым, спасти ребенка от новых побоев. Но опасность в том, что ребенок сам может поверить в эту историю, она может стать тем, что он считает правдой о самом себе.

Или, допустим, глаза отца светятся от радости, когда он смотрит на старшего сына, и начинают тускнеть, когда он переводит взгляд на младшего. При этом младший рассказывает историю, которая успела стать его собственной правдой: «Мой папа любит нас обоих одинаково. Он даже сам все время говорит об этом». Итак, создание таких историй может приводить к искаженному восприятию реальности и закреплять его, тем самым определяя последующие психические расстройства. Действительно, значительная часть работы психотерапевтов связана с «раскапыванием», извлечением на свет и точным описанием реально пережитой действительности человека, последующим сравнением ее с рассказанной и приведением их в достаточно гармоничное соответствие путем изменения одной или обеих. Обычно изменяются рассказанные истории.При нормальном развитии создание историй выполняет важную функцию: поддерживает постоянный процесс самоопределения, поиска ответов на вопросы – кто я, какой я? Когда ребенок рассказывает о том, что случилось в детском саду, или что он ел на завтрак, или как он ходил с мамой в магазин, или как поссорился с сестрой, он не только определяет прошлое – он создает свою идентичность. Создавать и рассказывать истории – это все равно что участвовать в семинаре по самопознанию, где можно проводить эксперименты по «становлению самим собой»

Это принципиально важно, поскольку так же постоянно и непрерывно, как растет и развивается ребенок, изменяется его идентичность. Маленькому человеку надо экспериментировать сразу с несколькими версиями себя – от общественных до самых личных

Д. Стерн «Дневник младенца» (Генезис, 2001).

Что такое «Дневник развития ребёнка»

Этот «Дневник» написали кандидаты медицинских наук, практикующие детские неврологи и психологи Казьмин А.М. и Казьмина Л. В. Оба специалиста заслужили репутацию профессионалов, способных даже у совсем маленького ребенка увидеть отклонения в развитии и рекомендовать эффективную программу реабилитации.

«Дневник развития ребёнка» можно скачать в интернете или просто купить — благо стоит он совсем недорого. Книга была создана на основе зарубежных анкет наблюдений за развитием малышей, а также опыта и результатов, полученных российскими учеными.

«Дневник развития ребенка» — это удобный и полезный инструмент наблюдения за малышом

И, одновременно, отличная подсказка для родителей — на какие особенности развития нужно обращать внимание, какие упражнения и игры будут полезны вашей крохе.. Книга состоит из 9-ти разделов, каждый из которых посвящен какой-либо одной стороне развития ребёнка

В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение.

Книга состоит из 9-ти разделов, каждый из которых посвящен какой-либо одной стороне развития ребёнка. В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение.

В большинстве разделов приведены сводные таблицы с перечислением наиболее важных реакций малыша, самые главные из них выделены жирным шрифтом — именно им необходимо уделять особое внимание!

После описания реакции идут две графы: «Приблизительный возраст проявления реакции» и «Возраст первого проявления реакции». Первая графа заполнена — в ней приведены примерные цифры для нормально развивающихся детей, а вот вторую графу вы будете заполнять сами.

Начало перемен

Обычно первыми в прикорм вводят однокомпонентные фруктовые соки и пюре. Правда, надо учесть, что в соках много фруктовых кислот и фруктозы. Первые раздражают и стимулируют сокращения стенок кишечника, поэтому у малышей могут возникать то понос, то колики. Фруктоза же очень легко усваивается, из-за этого уровень сахара в крови быстро повышается и есть риск, что может нарушиться обмен веществ. Велика и вероятность возникновения аллергии. Но к 4–5 месяцам органы пищеварения физиологически созревают, и напиток уже помогает карапузу переваривать пищу. Если же у ребенка аллергия, сок ему можно предложить только после консультации с педиатром.

Примерно в это же время карапуз делает первые попытки передвигаться ползком. Это сигнал к тому, что организм грудничка готов воспринимать пюреобразную пищу. Переход к пюре побудит кроху энергичней работать языком, перемешивать пищу во рту и размягчать ее слюной. Так что через неделю после знакомства с соками (а если у малыша возникли проблемы, то через 2) можно предложить крохе попробовать фруктовое пюре. Если ребенок не подружился с напитками из-за расстройства стула или колик, забудьте о них на некоторое время и перейдите к пюре.

Баночное питание бывает трех степеней измельчения: первая – кашица, или гомогенизированное, то есть сильно измельченный продукт – предназначена для малышей младше 5 месяцев; вторая – пюре – подходит для 6–9 месяцев; третья – кусочки – для 9–12 месяцев.

Когда начинать вести дневник наблюдения за ребенком?

Как и «когда начинать воспитывать ребенка», то есть — еще до его рождения. В толстый блокнот или общую тетрадь с плотной обложкой (поверьте, ей придется пережить немало потрясений) хорошо бы записать основные вехи вашей беременности. Как протекала, были ли осложнения и какие (можно приложить картинку с УЗИ — первое фото малыша), какие препараты вы принимали и для чего.

Вторым пунктом будет подробное описание родов. Время, длительность, вмешательства, осложнения. Оценки новорожденного по шкале Апгар и все его «координаты» (вес, рост, диаметр головы).

Далее следует собственно дневник новорожденного ребенка — то есть информация о жизни крохи.

Как оформить

  • Для записи детских событий можно использовать обычную тетрадь или альбом, вести только текстовые записи или дополнять их рисунками, фотографиями, вклеивать билетики из поездок и мест, которые вы посетили, театральные програм­мки и т.д. Можно оформить альбом в стиле скрапбукинга, сделать на страницах различные кармашки и “секретики”, вклеить вырезки из газет и журналов за те периоды, о которых вы пишете, и т.д.
  • Если вы предпочитаете вести записи в электронном виде, можно делать это не в обычном текстовом редакторе, а в специальных программах для заметок, а можно даже завести блог, который смогут читать ваши родные и друзья, и рассказывать на его страницах о ваших буднях и праздниках с ребенком. Впоследствии при желании электронный вариант детского дневничка можно будет распечатать, например, в виде фотокниги.
  • Оформить заметки о детстве малыша можно и в видеоформате. Особенно удобным будет такой способ, если вы увлекаетесь монтажом или хотите чуть лучше в нем разобраться. Видеозаметки удобны, потому что сегодня практически всегда под рукой есть телефон с функцией камеры, от ее зоркого зрачка не ускользнут детали ситуации, а последующий просмотр видео позволит в буквальном смысле пережить запечатленные моменты заново с полным эффектом погружения, которого не дают фотографии и заметки. Для создания фильмов о детских годах совсем необязательно постоянно держать ребенка под прицелом камеры. Даже нескольких увлекательных видео­фрагментов будет достаточно, чтобы интересно оформить их, наложив музыку и дополнив несколькими слайдами с фотографиями, текстом и закадровыми комментариями.

Дополнительная энергия

Если малыш питается маминым молоком и со здоровьем у него полный порядок, с введением прикорма можно подождать до 6 месяцев. Из этого правила, правда, существует одно-единственное исключение: если ребенок плохо прибавляет в весе, обогащать его рацион новыми продуктами придется с 4–5 месяцев. Введение прикорма в данном случае принесет больше пользы, чем переход на смешанное вскармливание. Иначе лактация быстро угаснет, и грудное молоко полностью исчезнет из меню малыша.

Но опаздывать с введением прикорма тоже не стоит. Если слишком «засидеться», то малышу будет сложнее научиться жевать и глотать. Не говоря уж о том, что после полугода меню активно растущего человечка не может состоять только из одного молока.

Детей-искусственников знакомят с новыми вкусами раньше – в 4–5 месяцев. В этом возрасте ни одна искусственная смесь уже не в состоянии обеспечить быстро растущий организм всеми необходимыми ему веществами в нужном объеме. При этом на нижнюю границу можно ориентироваться, только если у крохи нет аллергии и он не входит в группу риска по ее развитию.

В зависимости от особенностей организма малыша и его самочувствия время введения определенных групп продуктов может сдвигаться в ту или иную сторону. Например, пюре появляется в меню карапуза раньше каши, но, если маленький склонен к диарее или аллергическим реакциям, плохо набирает вес, специалисты советуют сначала познакомить грудничка с кашами. Момент введения новых продуктов должен определять педиатр, наблюдающий за развитием малыша.

Как заполнять «Дневник»

Перед тем, как приступить к заполнению, обязательно внимательно прочитайте книгу. Так вы познакомитесь с закономерностями развития ребёнка до трех лет, увидите, какие разделы нужно будет заполнять, прочтете список рекомендованных игрушек.

Заполнение «Дневника» не займет много времени — делайте это тогда, когда у вас есть желание и настроение. Правда, регулярность всё-таки надо соблюдать.

Авторы рекомендую вносить данные:

  • до года — 1 раз в месяц;
  • от года до двух лет — 1 раз в 3 месяца;
  • от двух лет до трёх лет — 1 раз в 4 месяца.

В каждом разделе, после таблиц, есть место для записей наблюдений, которые вы сочтете важными. Например: «узнал бабушку», «ему нравится мелодия из такого-то «мультика» и т. д.

В таблицах одна графа уже заполнена. Это — приблизительный возраст появления той или иной реакции для малышей с нормальным развитием. Ваша задача заполнить графу, расположенную рядом, «своими» данными. Учтите, что для недоношенных детей, цифры нужно корректировать.

«Дневник развития ребенка от рождения до трёх лет» Казьмина А.М. и Казьминой Л.В. — верный и надежный советчик. Главная задача этой книги — сделать так, чтобы родители могли сами следить за развитием ребенка и, в случае необходимости, быстро прийти ему на помощь.

Некоторые мамы и папы считают, что приведенные в таблицах цифры-ориентиры слишком занижены и любой ребенок их опережает, в этом есть доля истины. Сами авторы говорят, что 95% нормально развивающихся детей будут «обгонять» эти показатели.

А вот если ребёнок отстает от сроков, приведенных в таблицах, то это серьезный повод обратиться к детскому врачу, ведь главное — не упустить момент. И тогда ваш малыш обязательно вырастет крепким и здоровым!

Gnomik.ru

Первые трудности

В развитие малыша вовлечены все органы и системы его организма. Они зреют вместе с его мозгом.

Сложно представить, сколько мышц и органов вовлечено только в такой вроде бы несложный акт, как сосание. Губы малыша должны захватить сосок, мышцы должны удержать в определенном положении губы и щеки, затем язык должен откачать молоко, и согласованно с его движениями надо открыть вход в пищевод, одновременно перекрыв вход в дыхательные пути. Поступившую жидкость надо направить в желудок, где и начинается процесс пищеварения, и удержать ее там. Если это не получается или кроха заглотал слишком много воздуха, малыш срыгивает.

В желудке пища переваривается, в том числе и с помощью живущих в нем полезных бактерий, продвигается по кишечнику и постепенно всасывается. Если ребенок осваивает двигательные навыки вовремя, процессы пищеварения и продвижение ее по кишечнику вплоть до тех отделов, которые формируют кал, получают дополнительный импульс и протекают быстрее. Задержка в развитии двигательных навыков может привести к сбоям в пищеварении. Появляются колики, вздутие живота, что причиняет маленькому кучу неудобств, он становится капризным, плохо спит. На фоне этого может расстроиться и работа нервной системы, регулирующей процессы пищеварения.

Что записывать

Попробуйте сделать еженедельное заполнение дневничка семейной традицией. Например, вы можете вспоминать события прошедшей недели и вместе с мужем и решать, что стоит внести в дневничок. Конечно, в первое время малыш не будет принимать активного участия в этих обсуждениях, но уже очень скоро он с большим интересом станет вносить свои предложения. К таким предложениям крохи вам стоит отнестись внимательно и бережно, ведь, скорее всего, окажется, что значительными и запоминающимися вам и ребенку покажутся очень разные вещи.

Дневник развития ребенка лучше вести не в электронном виде, а в ежедневнике, фиксируя дату и время. Электронные варианты дневника, кажущиеся удобными на первый взгляд, имеют несколько очевидных минусов. Во-первых, доподлинно известно, что «рукописи не горят», а обладают теплой, искренней энергией живого общения. Во-вторых, сохранить обычный дневник гораздо проще, чем беречь информацию на электронных носителях. И самое главное: обычный дневник вы в будущем сможете презентовать подросшему сыну или дочери. Вашему ребенку будет интересно узнать, какое слово он сказал первым, во сколько он начал ходить, что подарила зубная фея за первый выпавший зубик и многое другое

Важно вести заметки регулярно, не пропуская ничего интересного.
Самые главные параметры развития ребенка в первый год жизни — рост, вес, физические и эмоциональные навыки, приобретенные в процессе взросления. Чтобы быть уверенными в том, что «все идет как надо», необходимо записывать основные моменты роста и развития малыша и сравнивать их со средними показателями, соответствующими его возрасту

И если в 1,5 месяца малыш начинает сладко улыбаться и смеяться, то этот факт стоит внести в дневник и порадоваться, что развитие крохи — в пределах нормы. Я помню, что событием, вызвавшим у меня самую сильную радость, граничащую с восторгом, было появление в 6 месяцев первого зубика у моего крошки, и именно этот момент я особенно эмоционально отметила в дневнике малютки.
Очень важно записывать изменения в поведении ребенка, если в его окружении появляются новые игрушки или аксессуары. Таким образом можно отслеживать, что нравится малышу, что его успокаивает, а что, наоборот, вызывает слишком бурную отрицательную реакцию или, быть может, даже пугает. В каждый период у ребенка обязательно будут свои любимые игрушки. Сделайте их фото и приклейте в дневник. Не забудьте о смешных высказываниях малыша!
Обязательные прививки, которые в первый год жизни малыша делают по графику довольно часто, также необходимо отмечать в дневнике. Реакция на ту или иную прививку, а также ее связь с питанием и другими факторами способны очень многое рассказать педиатру, если в этом появится необходимость. Записывайте также координаты врачей (телефоны, адреса клиник), которые могут вам потом пригодиться для консультаций и справок, чтобы в нужный момент они всегда были под рукой. Держите страховые полисы и свидетельство о рождении недалеко и постоянно в одном и том же месте.
Особая глава в дневнике малютки должна быть посвящена введению первого прикорма. Введение прикорма — как для малыша, находящегося на грудном вскармливании, так и для крохи-­искусственника — не всегда проходит гладко. Каждый ребенок совершенно индивидуально переносит тот или иной продукт. Для того чтобы не пропустить, как именно поведет себя организм малыша при введении в его рацион нового продукта, необходимо вести пищевой дневник. Его же при необходимости нужно показывать педиатру. Это значительно облегчит поиски «вредного» продукта, на который у малыша возникла негативная реакция.
Введение новых детских косметических средств также лучше отражать в дневнике малютки. Проверить и зафиксировать в дневнике реакцию крохи нужно при переходе с одного вида крема на другой, при смене шампуня или пенки для ванны.

Fotolia

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации