Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 0

Ребенок и телевизор

В чем же главный довод в пользу запрета просмотра телевизора для грудничка

Почему родители не могут соблюдать баланс и уделять просмотрам различных реалити-шоу, сериалов и программ меньше времени? Часто они поступают  в ущерб живому общению со своей семьей и новорожденным в частности.

Находясь значительное время под воздействием работающего телевизора, пусть даже в фоновом режиме, грудничок в будущем начинает страдать от низкого уровня концентрации внимания. Может пострадать от такого воздействия и соматика грудничка.

Зачем рисковать здоровьем самого дорогого, недавно родившегося человека и подвергать его чуждому влиянию теле-прибора?

Даже детям, достигшим 2-3-летнего возраста, можно и нужно снизить время просмотра телепередач до 15 минут в день.

Как формируется зрение у новорожденных?

Одной из особенностей строения организма любого новорожденного считаются ослабленные мышцы глаз. Младенцы не могут сфокусироваться на одном предмете, их глазки косят, а взгляд разбегается в стороны. Такое явление не считается патологическим. Оно полностью проходит, до достижения трехлетнего возраста.

Острота зрения в первый год жизни малыша также не является достаточной. Когда младенцу исполняется месяц, он видит предметы на расстоянии, не более 40 см. При этом, их силуэты остаются размытыми. Если предмет расположен на удалении 60 см и более, малыш его совсем не различает. Ощущение цвета новорожденным также не доступно.

Телевизор и детский досуг — как соблюсти баланс

Тревожные заголовки в СМИ о вреде телевизора для детей зачастую вызывают у родителей чувство вины, но, увы, не всех заставляют поменять образ жизни — огромное количество детей уже с трех месяцев имеет опыт общения с телеэкраном.

Не так страшен сам телевизор, как факт игнорирования родителями своих детей. ТВ заменяет ребенку такие важные виды деятельности, как игра и общение с родителями. Именно игра учит его понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, а слова родных являются главным инструментом развития речи.

Чем заменить телевизор

  • Прогулки. Чтобы отвлечь свое чадо (а заодно и себя) от телевизора, старайтесь больше бывать с ним на свежем воздухе. Если вы живете в частном доме, во дворе для малыша всегда найдется «работа». Например, он будет с огромным удовольствием бегать за вами с леечкой и поливать цветники.
  • Чтение. Книги, в отличие от телевизора, будут полезны ребенку в любых количествах. Если вам кажется, что малыш вас не слушает, все равно читайте. Поверьте — вам только кажется.
  • Гаджеты с интерактивными играми. Если Американская академия педиатрии категорически против телевизора детям до двухлетнего возраста, то некоторые экранные гаджеты (смартфоны, планшеты) вполне приветствует. Но если ребенок не пассивно смотрит видео, а играет в интерактивную развивающую игру, например, обводит пальчиком предметы.
  • Рисование. Рисуйте с малышом везде, где можно: красками на бумаге, руками по рассыпанной муке, ложкой по дну тарелки с кашей. При такой занятости ребенок даже не вспомнит о просмотре мультфильмов.
  • Постоянное общение. Что бы вы ни делали по дому, всегда комментируйте свои действия. Более благодарного слушателя вы не найдете.

Телевизор и прочие гаджеты, конечно, являются хорошим подспорьем, когда родителям необходимо уделить время себе, ведь не у всех есть возможность пригласить няню или попросить помощи у бабушки. И если вы чувствуете, что вам необходим небольшой отдых или просто возможность спокойно поесть, 15-минутный просмотр грудничком спокойного повествовательного видео не повредит. Просто не нужно прибегать к этому средству слишком часто.

Основная проблема телевизора не в том, что ребенок делает во время просмотра, а в том, что он не делает. Полезнее, если малыш будет оглушительно стучать по пустой кастрюле, пока вы готовите обед, или размазывать по полу воду, «помогая» вам с уборкой, чем сидеть перед «ящиком» без общения и движения.

Тем не менее, вам придется идти на компромиссы. При грамотном подходе понятия —дети и телевизор — вполне совместимые. Если вы очень хотите посмотреть интересную передачу, а ребенок явно увлекся своей игрой, просмотр на небольшой громкости вреда не нанесет. Главное — не забывайте периодически обращаться к малышу, чтобы он чувствовал ваше присутствие. В то же время исключите всякую вероятность просмотра малышом фильмов, содержащих сцены насилия.

В любом случае, решая вопрос, когда ребенку можно смотреть телевизор, главное — чувствовать меру и не оставлять детей на «воспитание» телевизору.

Что можно смотреть детям разного возраста

Итак, с вопросами когда и как разобраться удалось. Теперь следующий, и самый главный — что можно смотреть детям разного возраста по телевизору.

Задумайтесь!

1. Дети сильны в подражании. Такая способность воспроизводить поведение после того, как увидел его всего лишь раз, называется «отсроченной имитацией». Это невероятный навык и развивается он очень быстро. К возрасту 1,5 лет ребенок может воспроизводить событие через четыре месяца после того, как видел его всего лишь раз. Этот навык никогда не утрачивается ребенком и маркетологи в курсе. Вот почему мы так склонны воспроизводить поведение родителей годы спустя.

2. Вторая причина значимости содержания видеоматериалов в том, что наши ожидания и предположения глубоко влияют на наше восприятие реальности. Я надеюсь, раз вы стали родителями, уже имеете представление о том, что очевидные истины очевидны только для конкретного человека или группы людей и восприятие реальности у каждого свое, сформированное на основе опыта, убеждений, генетики и т. д. Т. е. то, чему вы позволите проникнуть в мозг вашего ребенка влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь воздействует на его восприятие и на поведение.

Не верьте словам развивающее, для маленьких гениев

и прочее! Группа исследователей из Вашингтонского университета проводила исследование DVD Baby Einstain и естественно результаты были провальные, в последствии компания Disney убрала надпись «развивающий».

Дети, не достигшие 3-летнего возраста

, еще не способны воспринимать сложные сюжетные линии и смысл происходящего на экране. Их привлекает скорее движение и динамичный темп. Идеальный репертуар для этого времени — простые сказки и мультфильмы:Колобок, Теремок,Курочка Ряда, Три Медведя и так далее . Можно выбрать такую схему — сначала прочитать книжку, а затем посмотреть ее «экранизацию». Из современных подойдут Лунтик, Грузовичок Лева, Малышарики. Несмотря на то что многие думают, что в этом возрасте дети не способны к серьезным размышлениям, обсуждать увиденное в ними все равно нужно!

С 3 до 5 лет

у детей наступает период идентификации — они сопоставляют себя с героями мультфильмов, фильмов и телепередач, уведенных на экране, в этом возрасте они способны сопереживать и идентифицировать чувства и эмоции

В это время для родителей особенно важно контролировать, что они смотрят. Насилие, рекламы с глупыми слоганами лучше полностью исключить

Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию. Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков —Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее.

С 5 лет суд удаляется

в отношении жестокого вердикта исключить телевизор, некоторые программы улучшают работу мозга. В «репертуар» можно включать сказки и мультфильмы с более глубоким философским смыслом, ведь ребенок уже понимает — «что такое хорошо, а что такое плохо». ПодойдутМаугли, Бэмби, Король Лев, Фиксики и так далее. Кроме того, в телеменю можно включить не слишком сложные для восприятия передачи о животных, городах и странах.

Что запрещается смотреть категорически

Один из самых главных вопросов, который интересует родителей — что делать с рекламой? До 5 лет малышу лучше ее вовсе не показывать. Конечно, его наверняка привлекут динамичные слоганы и ритмичная музыка, однако есть вероятность засорения словарного запаса глупыми фразами типа «не тормози — сникерсни». Мультфильмы для просмотра могут быть записаны на флешки.

Категорически запрещается просмотр мультфильмов и передач, где присуствуют элементы насилия и агрессии. Ребенок может «переложить» такую модель поведения на себя и считать в дальнейшем, что она вполне приемлема в жизни.

Еще один вопрос — это новости. Родители часто смотрят их в присутствии детей, даже не подозревая о том как информационные сюжеты о разных, иногда не слишком приятных, событиях могут травмировать детскую психику и наложить отпечаток на дальнейшее мировосприятие. До 7 лет выпуски новостей категорически не рекомендованы. Если все же их приходится смотреть, взрослые должны обеспечить чувство защищенности, чтобы увиденное на экране не стало причиной панических страхов в жизни.

С точки зрения нервной системы

Однозначного мнения у современных педиатров и неврологов по поводу просмотра грудничками телевизора нет. Но большинство считает, что смотреть телевизор грудным детям как минимум не полезно. А максимум – чревато возникновением разного рода отклонений, связанных с функционированием нервной системы.

  • Передавая младенцев «в руки» телевизора, родители отдаляются от детей, теряя их доверие с раннего возраста, ведь малыши не чувствуют родительского тепла, любви, заботы. Подрастая, такие дети чаще других капризничают, требуя к себе внимания.
  • Постоянный тихий фоновый звук телевизора не способствует привыканию новорожденного к новым условиям жизни, расслаблению, легкому засыпанию. Как раз наоборот – выступает в роли возбудителя (ухо новорожденного улавливает недоступные для слуха взрослых ультразвуки, исходящие от телевизора), приводит к излишнему напряжению нервной системы, расстройству сна. А в будущем значительно снизит интерес ребенка к чтению книг, приведет к снижению концентрации внимания, даже может стать причиной возникновения иррациональных страхов и ночных кошмаров. Так что приучать малыша засыпать под такой фон – вредно. Лучшим фоном будет мамина колыбельная.
  • До двухлетнего возраста идет активное развитие психоэмоциональной сферы ребенка. А этому способствует только прямое общение с живыми людьми: возможность диалога, обмена эмоциями и прочее взаимодействие. С телевизором взаимодействовать не получится, он лишь пресыщает кроху потоком ненужной его интеллекту, непонятной разнородной информации.
  • Отсутствие личного взаимодействия приводит к задержке речевого развития. Речь с телеэкрана малыш не воспринимает как живую, ведь никто не строит с ним диалога. Кроха не учится воспринимать человеческую речь как необходимый инструмент для коммуникации.
  • Если двухмесячному ребенку просто дискомфортно в одной комнате с «теледругом», то в старшем возрасте такая «дружба» (что подтверждено исследованиями) зачастую приводит к развитию у малышей гиперактивности и дефицита внимания.
  • Если малыш постоянно смотрит на мерцающее изображение экрана, это часто провоцирует судороги, особенно у деток, имеющих неврологические отклонения.
  • Установлено, что телепрограммы воспринимаются грудничком лишь как поток мелькающих цветовых и звуковых раздражителей. Воспринимать и перерабатывать информацию, пусть даже полезную, но идущую с экрана, малыш начнет только после 2 лет. Так что 3-месячному карапузу телевизор даст лишь постоянную перегрузку нервной системы цветовым и звуковым мельтешением.

Сколько ребенку можно смотреть телевизор?

Можно ли смотреть телевизор детям и если да, то сколько? Ответ напрямую связан с возрастом вашего чада.

Дети от рождения до 1,5 лет

Конечно, мало кто включает телевизор грудным детям специально, но он может работать для фона или малыш в первые месяцы жизни смотрит его вместе с мамой. Иногда мультики используют как отвлекающий маневр, помогающий накормить капризного карапуза.

Если речь идет о ребенке до года, это абсолютно недопустимо. В таком возрасте детская психика слишком возбудима. От быстрой смены картинок и безадресных звуков со временем может развиться синдром дефицита внимания, также страдает зрение.

С 18-го месяца жизни допускается включение малышу детских передач или мультфильмов. Но продолжительность просмотра должна ограничиваться 15 минутами в день.

Дети в 2 года

Сколько можно смотреть телевизор ребенку в 2 года? В этом случае действует правило – чем меньше, тем лучше. Разрешать просмотр телепередач нужно строго дозировано.

Для двухлетнего малыша достаточно 20 минут за один сеанс. Таких просмотров можно делать несколько, но не более 3 в день.

Дети в 3-4 года

Нормальным считается, если ребенок в 3-4 года смотрит телевизор по 30 минут. После таких киносеансов обязательно должен следовать перерыв. Более 2 сеансов просмотра в день делать нежелательно.

Очень важно отслеживать не только продолжительность, но и смысл того, что смотрит ребенок. В этом возрасте он формирует для себя приемлемые модели поведения и взаимодействия с окружающими, поэтому мультфильмы не должны содержать сцены жестокости

Дети в 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.

Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.

Дети в 7-10 лет

После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.

Дети в 11 лет и старше

Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.

После 3-х лет: можно, но осторожно

Конечно, телепрограммы — это тоже один из способов постижения мира, поэтому исключить его совсем после 3-х лет было бы несправедливостью по отношению к ребёнку. Все дети смотрят «Человека-паука» и «Смешарики», обсуждают, обмениваются мнениями, и ваш малыш не может оставаться в стороне, дабы это не сказалось на отношении сверстников и его собственной самооценке.

Плохо, что телевизор очень легко вызывает зависимость, при этом предлагая готовый продукт, который не нужно переваривать и усваивать, в отличие от аудиозаписей или книг.

Будет полезно, если вы найдёте время смотреть детские передачи вместе — делиться переживаниями, обсуждать, объяснять ребёнку то, что ему не понятно.

Мифы о пользе и вреде телевизора

Современное общество не обладает запасом факторов, способных доказать пользу или вред телевизора. Родители всего мира поделились на тех, кто выступает против телевидения в раннем возрасте, и тех, кто считает, что просмотр телевизионных программ способствует развитию интеллекта ребенка. Для того чтобы молодые родители сделали для себя выводы, им следует ознакомиться с наиболее распространенными мифами, касающимися просмотра телевизора:

  • Просмотр телевизора оказывает благоприятное воздействие на сон ребенка. Использование телевизора в качестве инструмента для стимуляции засыпания приводит к эмоциональной неустойчивости младенца, чрезмерной нервной возбудимости и раздражительности. Укладывать грудничка спать, стоит в тихой и спокойной обстановке;
  • Телевизор стимулирует психоэмоциональное развитие. Нервная система новорожденного ребенка не обладает навыками восприятия смысловой нагрузки телепередач. Для грудничка телевизор является источником световых, цветовых и звуковых раздражителей. Подобная ситуация меняется после 2 лет, когда ребёнок воспринимает смысл происходящего;
  • Новорожденный младенец не реагирует на телевизионное вещание. В течение первого месяца жизни нервная система ребёнка чувствительна к любым раздражителям. Нахождение грудничка возле телеэкрана служит причиной формирования неврологических расстройств.
  • Высокий риск облучения. Первые партии телевизор обладали небезопасной конструкцией, которая изучала радиацию. Фирма-производитель сумела вовремя обнаружить и устранить проблему, но скандал, связанный с данной ситуацией, наложил клеймо недоверия к телевизорам на долгие годы.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации