Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 2

Вифлеемские младенцы-мученики: история, иконы, молитвы

Историчность

Предание об избиении младенцев отсутствует в античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты

Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» — не содержит упоминаний о резне младенцев в Вифлееме.. Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию

Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения ». Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

Первые мученики

Необъяснимыми кажутся и страдания святых Вифлеемских младенцев – первых мучеников, невинная кровь которых была пролита за Спасителя мира. А ведь они стали мучениками абсолютно бессознательно и в этом, конечно же, есть определенный Промысел Божий.

Слово «мученик» по-гречески переводится как «свидетель». После Крестной Жертвы Господа страданиями за Него становится свидетельство веры. Тогда что сказать о пострадавших праведниках Ветхого Завета, которые пострадали за Истинного Бога до Его пришествия, или о Вифлеемских младенцах?

Вне всякого сомнения, все они очень важны для Бога и ничуть не меньше новозаветных. Разница только в том заключается, что Христос принес Себя в жертву на Кресте и тем самым освободил от греха, проклятия и смерти после их жизни на земле.

Примеров мученичества очень много, и условно они подразделяются на две группы: мученичество без вариантов (по необходимости) и мученичество выбора.

В первом подвиге от мученика требуют отречения от Христа, чтобы продолжить свою жизнь на земле, или признать Его как Мессию и пострадать за веру, отдав жизнь. Во втором к подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек принимает страдания из-за политических и религиозных целей, когда необходимо убрать своих оппонентов.

Молочный грот

Если встать на площади лицом
к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая
улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м,
можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую
пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов
Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол,
и своды пещеры внезапно побелели.


Молочный грот с иконой Млекопитательница

Камень здесь действительно
светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк
порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что
бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей
прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно
увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства
чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает
икона «Млекопитательница».

Святые мученики младенцы Вифлеемские. Смысл страданий

Впервые эпизод с избиениями младенцев был описан апостолом Матфеем в Евангелии. Когда впервые знакомишься с этой новозаветной историей, сразу охватывает какой-то страх и ужас. И невольно возникает вопрос о смысле страданий и смерти Вифлеемских младенцев.

Перед Богом никакие страдания не остаются бессмысленными. Об этом говорится и в многочисленных свидетельствах, описанных в Священном Писании. Об этом говорят жизни людей, пострадавших в этом мире по разным причинам, приведенные в пример в этой книге. Не всегда понятен промысел Божий о человеке и мире. Невозможно осознать и увидеть сразу в один миг, что все направлено на благо всего мироздания.

Первые мученики

Необъяснимыми кажутся и страдания святых Вифлеемских младенцев – первых мучеников, невинная кровь которых была пролита за Спасителя мира. А ведь они стали мучениками абсолютно бессознательно и в этом, конечно же, есть определенный Промысел Божий.

Слово «мученик» по-гречески переводится как «свидетель». После Крестной Жертвы Господа страданиями за Него становится свидетельство веры. Тогда что сказать о пострадавших праведниках Ветхого Завета, которые пострадали за Истинного Бога до Его пришествия, или о Вифлеемских младенцах?

Вне всякого сомнения, все они очень важны для Бога и ничуть не меньше новозаветных. Разница только в том заключается, что Христос принес Себя в жертву на Кресте и тем самым освободил от греха, проклятия и смерти после их жизни на земле.

Примеров мученичества очень много, и условно они подразделяются на две группы: мученичество без вариантов (по необходимости) и мученичество выбора.

В первом подвиге от мученика требуют отречения от Христа, чтобы продолжить свою жизнь на земле, или признать Его как Мессию и пострадать за веру, отдав жизнь. Во втором к подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек принимает страдания из-за политических и религиозных целей, когда необходимо убрать своих оппонентов.

Достопримечательности базилики

Сегодня храм Рождества –
это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость.
Вступая в её главную дверь, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньше
она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали
вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех
пор эту дверь именуют «врата смирения».


Врата смирения

В здании, сложенном из каменных
глыб, в любое время года царит прохлада. Справа и слева – ряды потемневших от времени
колонн, когда-то украшенных росписью. Теперь её сложно рассмотреть, но на одной
колонне есть лик Христа, глаза которого порой кажутся открытыми, порой закрытыми.


Лик Спасителя с открытыми и закрытыми глазами, фотографии сделаны в разное время

Другая колонна примечательна
тем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал из
храма отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы.
Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к
Богу будет исполнена. 


Крест в колонне

В некоторых местах заметен
мозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны
на стенах, там же присутствует роспись.

Крыша храма, к сожалению,
протекает. Представители трёх конфессий договорились о богослужениях, но никак не
договорятся о ремонте…

Толкование Иоанна Златоустого

Святитель Иоанн Златоуст о попущении смерти невинных, безгрешных младенцев говорит, что смерть их была, как если бы у тебя взяли несколько медных монет и дали взамен золотых. Такой человек никогда бы не чувствовал себя обиженным, а напротив — считал бы благодетелем того, кто дал золотые монеты.

Под медными монетами подразумевается наша жизнь земная, которая всегда заканчивается смертью. А золото — это вечная жизнь, которую дарит нам Господь.

За несколько мгновений мученических страданий младенцы получили ту блаженную вечность, которую святые достигали трудами и подвигами всей своей жизни.

Мы утратили ощущение пространства

– Вы сказали, что в Византии не было проблем с сакральным. А как они выражаются у нас?

– Мы утратили ощущение пространства, которое для византийской традиции было ключевым. Икона, задуманная в Византии как пространственный образ-посредник, призванный соединять миры, для нас стала плоской декоративной картиной, нагруженной религиозным смыслом.

Думаю, что таких людей подавляющее меньшинство. В лучшем случае они это переживают на эмоционально-инстинктивном уровне. А для Византии храм в своем единстве – архитектурном, изобразительном, обрядовом, связанном со светом и запахами – воспринимался как единая пространственная икона. Такого восприятия в современной традиции практически нет, причем часто даже у самих священнослужителей.

Но на уровне культуры, на уровне искусства это может быть восстановлено, однако не путем имитации, а путем нового духовного и художественного опыта. Выдающиеся художники, может быть даже лучшие на сегодняшний день, которые работали в храме Вифлеемских младенцев в Барнауле, как раз пытаются восстановить эти древнейшие глубинные смыслы искусства, которому посвятили свои жизни, и сделать это в наши дни, без всяких декораций, демонстрируя без какого бы то ни было радикализма возможность альтернативного пути.

Богослужение в храме Вифлеемских младенцев. Фото: altai.eparhia.ru

Когда наш проект только начинался, один из моих коллег полушутя сказал: «Вы же создаете новое Ферапонтово». То есть вспомнил историю, как в конце XV века Дионисий, главный придворный художник того времени, работавший по великокняжескому заказу в Московском Кремле, приезжает в Ферапонтово, а это много километров от Вологды, в глуши тогда, да и сейчас, и создает там свои уникальные росписи, которые после исчезновения почти всех его «столичных» работ становятся главным памятником – абсолютной вершиной русского искусства, определяющей место этого великого художника в мировой культуре.

Понятно, что это сравнение с долей юмора, но, действительно, в чем-то можно и сопоставить: на окраину Барнаула, в Алтайский край удается привести ведущих и наиболее оригинальных православных художников современной России, которые сделали уникальный проект, важный не только сам по себе, но и как демонстрация возможного пути развития православного искусства сегодня, и в некотором смысле ясный ответ многочисленным критикам, которые сомневаются в самом существовании современного православного искусства, которое на их взгляд давно выродилось в производство более или менее качественных культовых предметов.

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий освятил храм в честь 14 000 Вифлеемских младенцев-мучеников

Опубликовано 04.10.2015 14:51

26 сентября митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил чин освящения храма в честь 14 000 Вифлеемских младенцев-мучеников, находящийся на территории храмового комплекса апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В новоосвященном храме владыка Сергий возглавил Божественную литургию в сослужении духовенства Барнаульского благочиния: протоиерея Георгия Крейдуна, настоятеля Иоанно-Богословской церкви; иерея Вячеслава Старкова, иерея Сергия Прохорова, иеромонаха Исайи (Жмакина), иерея Дионисия Колмогорова, протодиакона Владимира Черных и иеродиакона Сергия (Логинова).

На малом входе за усердное служение Церкви Божией правящий архиерей удостоил иеромонаха Исайю (Жмакина) права ношения наперсного креста, иерея Дионисия Колмогорова — права ношения камилавки.

В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви архиерейской грамотой был награжден глава Индустриального района г. Барнаула А.В. Рождественский. Также благословенных грамот от главы Алтайской митрополии удостоились певчие Иоанно-Богословской церкви: Вахренева Ирина, Бастрыгина Инна, старшая дежурная по храму Евглевская Антонина Павловна и завскладом Вахренева Маргарита. Завхоз храма Геннадий Гаврилович Лаврушин был награжден медалью святителя Макария Алтайского III степени.

В завершение богослужения митрополит Сергий поздравил духовенство и мирян с освящением храма в честь 14 000 Вифлеемских младенцев-мучеников и преподал всем архипастырское благословение.

Справка: Храм в честь 14 000 Вифлеемских младенцев-мучеников, находящийся на территории храмового комплекса Иоанна Богослова был задуман в византийском стиле. Храм был заложен на месте временного помещения, в котором на новообразованном Иоанно-Богословском приходе совершались богослужения в период с 1997 по 2007 г. За эти годы листы ДСП, из которых было сделано это помещения, пришли в полную негодность, и конструкцию пришлось разобрать.

А позднее было принято решение на этом месте строить малый храм. В декабре 2008 г. был освящен закладной камень и начато строительство, а осенью 2012 г. начались отделочные работы внутри храма.

Руководит храмоздательством настоятель протоиерей Георгий Крейдун, доктор искусствоведения, благодаря этому новый храм с точки зрения архитектуры особенный. В работе по созданию храма участвуют различные специалисты и мастера, архитекторы, строители, искусствоведы.

View the embedded image gallery online at:

Число мучеников-младенцев

В предании указано, что младенцев было 14 000, а вот в Евангелии этого числа нет. Имеет ли это какое-нибудь значение? Понятное дело, в таком небольшом городе, как Вифлеем, и его округе вряд ли нашлось бы такое количество младенцев от двух лет и младше.

Отсюда становится понятно, что число 14 — символичное и говорит о массовости совершенного убийства. Вообще, число 14 очень часто встречается в библейской традиции: у Рахиль было 14 детей, в родословной Иисуса Христа встречается 14 родов от Давида до переселения в Вавилон и 14 после переселения из Вавилона до Христа и далее.

Память об избиении в Вифлееме младенцев христиане стали совершать уже во втором веке. Вот тогда, вероятнее всего, и было обозначено это число. Но с другой стороны, 14 — это дважды по 7. А эта цифра выражает идею святости и законченности.

Поэтому можно предположить, что число 14 000 скорее весьма условное, метафоричное. Оно указывает на двойную исключительность случившегося кровопролития, непередаваемые размеры страдания.

В день почитания избиенных младенцев — 11 января — православные молятся о предотвращении абортов. Женщины, которые этот грех когда-либо совершили, приносят покаяние. В этот день служба происходит под чтение молебна, акафиста, канона и молитвы Вифлеемским младенцам.

Пещера Вифлеемских младенцев

Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.


Ковчег с мощами младенцев

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта  мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице. 


Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.

Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые  очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.

Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.

Злодейства Ирода

Гнев Ирода был страшен, он обрушился и на благочестивого праведника Симеона Богоприимца. В храме, взяв родившегося младенца Христа в руки, старец всенародно засвидетельствовал о явлении долгожданного Мессии. В скором времени Симеон отошел к Господу. Но Ирод не захотел, чтобы его достойно погребли.

Потом по велению царя Ирода был жестоко убит и священник Захария, которого закололи между жертвенником и алтарем. Все это случилось из-за того, что он не указал воинам царя на место нахождение его сына Иоанна – будущего крестителя Иисуса Христа.

Вскоре гнев Божий покарал и самого царя Ирода. Его постигла жуткая болезнь — он умер от того, что его заживо съели черви.

Но перед своей смертью он успел довершить еще несколько злодеяний. Он убил несколько первосвященников и книжников иудейских, свою жену Мариамну и трех своих сыновей, родного брата, а также семь десятков древнейших мужей, членов Синедриона.

Святые мученики младенцы Вифлеемские. Смысл страданий

Впервые эпизод с избиениями младенцев был описан апостолом Матфеем в Евангелии. Когда впервые знакомишься с этой новозаветной историей, сразу охватывает какой-то страх и ужас. И невольно возникает вопрос о смысле страданий и смерти Вифлеемских младенцев.

Перед Богом никакие страдания не остаются бессмысленными. Об этом говорится и в многочисленных свидетельствах, описанных в Священном Писании. Об этом говорят жизни людей, пострадавших в этом мире по разным причинам, приведенные в пример в этой книге. Не всегда понятен промысел Божий о человеке и мире. Невозможно осознать и увидеть сразу в один миг, что все направлено на благо всего мироздания.

Пещера

Вифлеемские младенцы страданиями своими открыли таинственную дверь в Царство Небесное. А после наследовали вечную жизнь в сонме Ангелов.

В Палестине, в городе Вифлееме, недалеко от храма Рождества Христова, в пещере находятся мощи Вифлеемских младенцев, тех самых святых мучеников, убиенных воинами царя Ирода. Эта пещера входит в систему многочисленных подземных захоронений, расположенных в районе храма Рождества.

В самом ее низу расположена небольшая катакомбная церковь IV века. Это один из древнейших престолов, сохранившихся в этом городе.

Антоний Новгородец разъяснил, что половина мощей была вывезена в Константинополь, а половина осталась в Вифлееме. Туда стекаются сотни верующих.

Новая купель в баптистерии

Опубликовано 27.09.2015 10:15

Купель для полного погружения по древней византийской традиции сделана из мрамора, мозаичной плитки и других натуральных материалов. Но в условиях сибирского климата каменные панели очень трудно прогреть, вода также сильно остывает. Это не совсем удобно, тем более что к Таинству Святого Крещения приступают не только маленькие дети, но и подростки, пожилые люди и люди с ослабленным здоровьем, после операций и проч.

По этой причине по благословению настоятеля протоиерея Георгия были приглашены специалисты, которые ранее обустраивали купель в храме свт. Спиридона Тримифунтского в с.Санниково. Они установили в купель пластиковую вставную ванну меньших размеров, а оставшееся пространство внутри выложили изолирующим материалом. Также был установлен новый насос для воды и нагревательный элемент. Теперь купель перед Таинством Святого Крещения нагревается в течение 40 минут и может сохранять нужнуютемпературу несколько часов.

View the embedded image gallery online at:

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали
турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили
в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые
места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским
правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия
вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил
отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой
Земле. 


Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

Толкование Иоанна Златоустого

Святитель Иоанн Златоуст о попущении смерти невинных, безгрешных младенцев говорит, что смерть их была, как если бы у тебя взяли несколько медных монет и дали взамен золотых. Такой человек никогда бы не чувствовал себя обиженным, а напротив — считал бы благодетелем того, кто дал золотые монеты.

Под медными монетами подразумевается наша жизнь земная, которая всегда заканчивается смертью. А золото — это вечная жизнь, которую дарит нам Господь.

За несколько мгновений мученических страданий младенцы получили ту блаженную вечность, которую святые достигали трудами и подвигами всей своей жизни.

Грех аборта

Икона Вифлеемских младенцев является неким литургическим символом и знамением движения в защиту нерожденных детей. Православная церковь считает, что аборт не просто какое-то безнравственное действие. Это убийство, которое считается сознательным, а значит, смертельный грех, требующий длительного покаяния, даже если он совершен по незнанию. Человеческое существо было убито до его крещения, а за некрещеных молиться нельзя, и поэтому нерожденные младенцы лишены церковного поминовения и отпевания.

Аборт не может не отразиться на семейном благополучии, на физическом и психическом здоровье супругов, потому что существует духовный закон жизни построения семьи, которая не может быть построена на крови невинно убиенных малышей.

Перед иконой мучеников младенцев Вифлеемских замаливают грехи убийства детей. День памяти из малого престольного праздника стал днем покаяния матерей, совершивших когда-либо страшный грех против своих детей. В этот день проводятся акции в защиту нерожденных детей.

Толкование Иоанна Златоустого

Святитель Иоанн Златоуст о попущении смерти невинных, безгрешных младенцев говорит, что смерть их была, как если бы у тебя взяли несколько медных монет и дали взамен золотых. Такой человек никогда бы не чувствовал себя обиженным, а напротив — считал бы благодетелем того, кто дал золотые монеты.

Под медными монетами подразумевается наша жизнь земная, которая всегда заканчивается смертью. А золото — это вечная жизнь, которую дарит нам Господь.

За несколько мгновений мученических страданий младенцы получили ту блаженную вечность, которую святые достигали трудами и подвигами всей своей жизни.

Пещера Рождества


Базилика

Пещера Рождества находится
под алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром на
иконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные
– волы, овцы, ослы согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений,
появился на свет Богомладенец.

Сегодня в пещере создана
по возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюду
горят лампады и свечи.


Звездой отмечено место рождения Христа

Место рождения Иисуса в восточной
части пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятся
ясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны,
но хранятся в Храме. Дары волхвов тоже сохранились, но находятся на Афоне. Но главное,
что влечёт сюда людей – священные камни пещеры, первый кров сына Божьего.


Вифлеемская Богородица

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации