Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Избиение младенцев

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея.

Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца.

При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до Р. Х.

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер.31:15).

Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Что такое фразеологизм?

Этим словом лингвисты называют зафиксированные в русском языке выражения. От простых словосочетаний их отличают по ряду признаков

Этих признаков много, но мы расскажем вам о самом важном — о целостности

Что это такое? Под этим словом языковеды подразумевают способность фразеологизма выполнять свою функцию (передача смысла) только при том условии, что все слова в составе него, грубо говоря, на своих местах.

Убедимся на примере. В русском языке мы знаем фразеологизм «валять Ваньку», который означает «бездельничать».

Давным-давно на Руси это выражение употребляли в прямом смысле. «Ванька» — это неваляшка, которую дети «валяли» играючи. Гораздо позже это выражение превратилось во фразеологизм, который имел значение «бездельничать», основанное на метафоре. Теперь смысл фразы можно узнать из словарей, так образность её «стёрлась» за столько лет.

Фразеологизмами мы называем зафиксированные выражения, несущие один смысл и отражающие культуру какого-либо языка.

Житие

Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы.  Передача телеканала «Радость моя».

Апокрифические истории

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Примечания

  1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8.
  2. Мф. 
  3. Иер. 
  4. Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85
  5. Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172—175
  6. Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 «Romans, Herodians and Jewish sects, » p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88
  7. Josephus, Antiquities of the Jews, Шаблон:Sourcetext (at Wikisource).
  8. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972.
  9. Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274
  10. ↑ Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104—121.

Сонник — Младенцы

Сновидица пришла в незнакомое ОбщеЖитие и зашла в пустую Комнату с неизвестной Целью — наяву Сновидица оказалась в положении, когда ей необходимо осознать и активировать свои Инь — качества, чтобы оживить Эмоциональную сферу (эмоц/сфера, приятие, забота-опека, служение, любовь). В Шкафу (хранилище чувств-эмоций) на полке лежат два Младенца, неясного пола, не плачут, но и не спят (оживление эмоц/сферы), Сновидица берёт более крупного на Руки — наяву это символизирует нераскрытые в течение жизни Инь-качества Сновидицы, которые и являются внутренним потенциалом для совместной жизни. В комнату заходят две Соседки, которые рассказали, что Мать младенцев часто оставляет их одних — это символизирует эмоциональное одиночество Сновидицы вследствие очень развитых Ян — качеств (сила духа, самостоятельность, решимость, независимость) и подзабытых Инь — качествах. Сновидица думает сообщить о ситуации с Младенцами в органы Опеки (душа, сердце) и оставляет Детей на Соседок — эта ситуация символизирует желание Сновидицы разбавить своё эмоциональное одиночество, встретив свою «половинку», который скрасит её эмоциональную жизнь и вернёт ей радость жизни (Сновидица во сне не Знает, зачем пришла в ОбщеЖитие). С уважением Ливия.
Толкование снов из Сонника Дома Солнца

Историчность

Предание об избиении младенцев отсутствует в античных нехристианских источниках

Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» — не содержит упоминаний о резне младенцев в Вифлееме. Царь Ирод Великий, который, согласно Евангелию, приказал убить младенцев, умер в 4 г

до н. э. (по другим данным, 1 г. до н. э.). Что согласуется с общепринятым воззрением на  — считается, что Иисус Христос родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения Ветхого завета». Стивен Харрис и Раймонд Браун аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

История создания

Картина «Избиение младенцев» была написана в период между 1565 и 1567 годом в новой манере исполнения. Художник пишет картину в виде единой многофигурной композиции, отходя от мозаичного стиля, где все элементы размещены в виде мозаики. Вместо изображения Вифлиема, Питер Брейгель (Старший) переносит сюжет на голландскую деревню в зимний период. Более того, солдаты, избивающие младенцев это — ландскнехты-наёмники, которые совершали карательные рейды в Испанских Нидерландах по приказу Фернандо Альвареса де Толедо Альбы. Весь трагизм ситуации художник передал изображением всадников, которые перекрыли все пути отхода и тем самым заманили детей и их матерей в капкан. Яма, наполненная ледяной водой, пути отхода, перекрытые всадниками, окружение с о всех сторон мечниками символизирует собой неизбежность гибели и обреченность. За отсутствие явных признаков тождества с Евангельским сюжетом, картину длительное время называли — «Нападение на деревню». Известный критик XVI века, Карел ван Мандер, отзывался об этой работе, как о «передающей очень живо сцены, где крестьянская семья молит о пощаде солдата, который убивает их ребенка и матерях, обезумевших от горести утраты».

Кровавое звено в противостоянии Бога и человека

Протоиерей Владимир Ровинский

За древним преданием, которое Церковь сохранила для нас, о тысячах и тысячах избиенных в Вифлееме младенцев, стоит не желание установить их точное количество, а подчеркнутое напоминание о масштабах борьбы извращенного грехом человечества против Бога.

Вифлеемская трагедия стала далеко не последним кровавым звеном в этом вековом противостоянии надменного, самодовольного, властолюбивого, кровожадного, погибающего в страстях человека и кроткого, смиренного, долготерпеливого и жертвенного Бога, пришедшего в мир спасти людей.

Почтить память Вифлеемских младенцев Церковь предлагает нам через несколько дней после празднования Рождества Христова. Это почитание имеет древние корни. Из сочинений священномучеников Иринея, епископа Лионского (†202) и Киприана, епископа Карфагенского (†258), следует, что уже при их жизни Вифлеемские младенцы повсеместно почитались святыми.

Устное предание о казни младенцев запечатлено в Евангелии от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2.16).

Post Scriptum. Как волхвы «шли за Вифлеемской звездой».

Для тех, кому это интересно, я изложу теперь свою версию того, как Вифлеемская звезда привела волхвов-магов из Иерусалима в Вифлеем: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец…» Известны попытки сторонников отождествления Вифлеемской звезды с соединением Юпитера и Сатурна объяснить эту странную фразу тем, что Юпитер во время троекратного соединения проходил точку стояния, и волхвы истолковали это как прибытие на место, — что дальше идти не следует. Однако, даже отвлекаясь от года соединения Юпитера и Сатурна (7г.до н.э.), это объяснение не выдерживает критики, так как для наблюдателя с земли Юпитер стоит в небесах несколько суток, по крайней мере в течение суток его движение в небесах в этой точке стояния для невооруженного мощным телескопом глаза абсолютно неразличимо, а расстояние от Иерусалима до Вифлеема около 6/7 км, — два часа пешего хода.

Вифлеем (в переводе с евр. «Дом хлеба») расположен точно на юг от Иерусалима, в двух часах пешего хода от его древнего центра. Так вот, несложные астрономические расчеты показывают, что та самая Вифлеемская звезда, которая находилась весь 5г.до н.э. в 6-м градусе знака Козерога, могла быть видна в Иерусалиме на юге сразу после заката Солнца осенью того года, в конце сентября или октябре. Она восходила после заката Солнца, поднималась невысоко над горизонтом точно на юге от Иерусалима и примерно через три часа заходила за горизонт. В ноябре эта звезда восходила над горизонтом уже глубокой ночью и не на юг от Иерусалима, а в декабре она восходила над горизонтом только днем, так что она вообще не могла быть видна в небе Иерусалима и Вифлеема в декабре 5г.до н.э. и в следующие месяцы.

Значит, если волхвы пришли в Иерусалим в конце сентября или начале октября, то они могли вечером, после захода Солнца, увидеть в небе точно на юге ту самую, отслеживаемую ими уже много месяцев (хотя и неяркую теперь) звезду. Значит, видя звезду на юге перед собою, волхвы могли пойти на юг от Иерусалима, за ней, и она «привела» их в Вифлеем, и зашла за горизонт («остановилась»), когда они были в Вифлееме и, возможно, зашла за горизонт именно над тем домом (местом), где были тем вечером сентября или октября Мария и Младенец, Святое Семейство…

Мои статьи о реальной дате рождения Иисуса Христа смотрите здесь:

Виды

Устойчивые выражения языковеды делят на три типа. Грани между ними довольно размытые, что обусловлено сложностью этого языкового феномена.

Первый тип фразеологизмов — сращения. Их так называют, потому что слова в них крепко связаны. «Валять Ваньку» — пример сращения. Второй тип фразеологизмов — единства. Здесь компоненты можно разбавлять местоимениями, прилагательными, служебными словами и пр. Фразеологизмы сохраняют образность. Примером единства является фраза «попасть на (чью-то / твою / мою / мошенническую) удочку». И, наконец, третий тип — сочетания. В них слова ведут себя свободно, их можно и разбавлять, и видоизменять. Пример сочетания — «закадычный друг».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации