Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Слух у новорожденного: как определить что ребенок слышит, проверка в домашних условиях и в больнице

Проверка слуха

Как проверить слух у грудничка? Первая проверка осуществляется в роддоме, но далеко не каждое учреждение имеет необходимую аппаратуру для диагностики. Если кроха не проходила такое обследование, то нужно обращаться к ЛОРу, отологу или сурдологу. Впервые прибегать к помощи специалистов нужно в четырехмесячном возрасте, если есть какие-то подозрения, лучше сделать это раньше.

Для проверки проводят скрининговый анализ. Берется специальный датчик, который вставляется в ухо ребенка и издает звуки. В этом же устройстве есть микрофон, который анализирует ответ улитки. Далее доктор прослушивает полученную запись и определяет, есть ли поражения слуха. Если оказывается, что да, проводится дополнительное обследование.

Младенец прислушивается

Ребенку в ухо подаются сигналы разной интенсивности с целью определить степень поражения функции слуха. Также врач может применять другие методы (акустическую импедансометрию, тимпанометрию) для уточнения диагноза.

Проверять состояние слуха могут и родители, которые должны постоянно анализировать реакцию крохи на звуки окружающего мира. Не стоит сразу бояться, поскольку младенец может быть сосредоточен на чем-то другом

Если отсутствие реакции случается регулярно и не связано с отвлеченным вниманием, это может говорить о проблемах

Кроха затыкает уши

Родителю нужно пройти следующий тест и ответить на некоторые. Если на все был дан ответ «да», то проблем со слухом, скорее всего, нет:

  1. В течение первых 3 недель вздрагивает ли ребенок, если слышит неожиданный громкий звук?
  2. Когда взрослый начинает громко разговаривать с крохой до трех недель, вздрагивает ли она?
  3. Когда ребенку исполняется один месяц, может ли ребенок повернуть голову на звук?
  4. Есть ли реакция трехмесячного младенца на голос мамы?
  5. Способна ли четырехмесячная кроха поворачивать голову в сторону погремушки?
  6. Начинается ли гуление у 2-4-месячного грудного ребенка?
  7. Начинает ли 5-месячный грудничок лепетать?
  8. Наполняется ли лепет новыми звуками в возрасте 8-10 месяцев?
  9. Может ли ребенок понимать определенные слова в 9-10 месяцев? Например, такие короткие выражения, как мама, папа, пока, дай, привет и другие подобные.
  10. Способен ли говорить простейшие слова в год?

Некоторые проблемы, описанные в нескольких последних вопросах, могут проявляться не только из-за нарушений слуха.

Интересно! Зрение и слух у новорожденных имеют разную степень развития. Малыши видят все в черно-белых тонах на расстоянии около 20-40  см, в то время как слышат они достаточно неплохо.

Внимание к ребенку

Дети с этой патологией разной степени обладают рядом особенностей психоэмоционального развития. Нарушение получения и восприятия звуковой информации не дает им полноценно развиваться и приобретать необходимые для жизни навыки.

При проблемах со слухом в первую очередь страдает навык развития речи. То, насколько будет выражено отклонение речи, определяется степенью нарушения слуха. Дети, которые глухи с рождения, без специальной подготовки не могут овладеть навыками речи.

Центр слуха тесно связан с речевыми процессами. Без слухового центра понимание языка становится невозможным.

У слабослышащих детей речевое развитие сильно страдает, и они значительно отстают от сверстников. Отсутствие слуха и, как следствие, речи приводит к формированию определенных особенностей ребенка:

  • трудности с восприятием абстрактных понятий;
  • нарушение связи между причиной и следствием;
  • нарушение возможности делать выводы от общего к частному и наоборот;
  • нарушением памяти;
  • эмоциональная заторможенность.

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

Процедура проведения обследования слухового анализатора доношенных и недоношенных малышей не имеет существенных отличий. Различия заключаются лишь в сроках проведения аудиоскрининга.

Из-за морфофизиологической незрелости систем обследование у малышей, родившихся раньше положенного срока, проводится несколько позже. Дети, появившиеся на свет до 32 недели включительно, проходят обследование на 2-6 неделе жизни, в зависимости от общего состояния здоровья.

Для малышей, которые родились между 33 и 37 неделями беременности, скрининг проводится на второй или первой неделе жизни. А вот повторный скрининг слуха недоношенного малыша назначается в те же сроки.

Проверка слуха: как, кому, когда

Если зрение малыша в первые несколько месяцев жизни крайне трудно проверить – оно ещё находится в процессе становления – то способность ребёнка слышать уже вполне оформлена. Проводя аудиологический скрининг практически сразу после рождения, специалисты помогают вовремя заметить патологию и успешно её скорректировать.

Ранее проверка слуха проводилась лишь у новорождённых, входящих в группу риска, а именно:

  • дети с наличием родственников, страдающих отсутствием или нарушением слуха;
  • родившиеся с челюстно-лицевой патологией;
  • перенёсшие внутриутробную инфекцию;
  • получившие родовые травмы, перенёсшие асфиксию в родах и проведшие какое-то время после родов в реанимации;
  • недоношенные дети.

Однако нарушения слуха часто обнаруживаются у абсолютно здоровых детей с неотягощенной наследственностью, поэтому сегодня аудиологический скрининг проводится для всех новорождённых без исключения.

Суть обследования заключается в воздействии на улитку – отдел внутреннего уха, отвечающий за восприятие и распознавание звука.
Передачу импульсов от звуковых сигналов в головной мозг обеспечивают так называемые волосковые клетки, которые при воздействии звука начинают распрямляться или вытягиваться.

Для скрининга используют специальный аппарат известный как прибор для ВОАЭ – вызванной отоакустической эмиссии. В ухо малыша вставляется специальный вкладыш (обтуратор), после чего к нему приставляется прибор, посылающий звуковые импульсы, напоминающие щелчки определённой частотности. На небольшом мониторе аппарата можно наблюдать регистрацию колебаний наружных волосковых клеток в пределах или за пределами нормы.

Далее, в ухо последовательно посылаются два сигнала разной частоты, реакцию на которые также можно наблюдать на мониторчике прибора. Диагностика проводится для каждого уха поочерёдно. Результат обследования может определить даже не самая опытная мама: на современных приборах ВОАЭ он высвечивается сразу. Это может быть «Прошёл» (Pass) или «Подлежит направлению» (Refer). Второй результат обозначает, что колебаний волосковых клеток аппарат не выявил. Следовательно, нарушения слуха всё же имеются, и ребёнок должен быть направлен в территориальный центр коррекции слуха.

Первый этап скрининга проводится в роддоме, через 3–4 дня после родов, и в возрасте 4–6 недель для детей, не прошедших скрининг в роддоме, а также новорождённых из групп риска. Второй этап – для годовалых детей из группы риска, хотя здоровым детям так же рекомендуется обследоваться повторно: тугоухость малыша может развиваться постепенно.

Что может обнаружиться

Метод ВОАЭ позволяет выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию.

Органы слуха у здорового новорожденного ребенка готовы выполнять свои функции с первых секунд его появления на свет. Малыш познает мир звуков постепенно и в течение первых месяцев адаптируется к новым условиям. Для своевременного выявления отклонений и оказания помощи в развитии грудничка необходимо знать, как можно проверить слух у младенца. При возникновении сомнений не обойтись без визита к специалисту, но базовые тесты можно провести самостоятельно в домашних условиях.

Проверка слуха у детей раннего возраста

После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:

  • малыш в возрасте до 3-4 мес. не реагирует на голос матери, резкие и громкие звуки;
  • ребенок в возрасте 3-6 мес. не «гулит», не вздрагивает или замирает от резких звуков, не ищет источник шума;
  • грудничок до 12 мес. перестает произносить отдельные слоги, переходит на жестовое общение;
  • ребенок в возрасте 1-3 лет не реагирует на фразы, которые были произнесены тихим голосом, если не видит говорящего. Может переспрашивать, пристально смотрит в лицо собеседника; сам говорит громко, слова произносит неправильно.

Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.

При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.

Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда

Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время

Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.

Кречетов Владимир Васильевич Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX

Аппаратные обследования

Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.

Такие методы можно выполнять в состоянии сна, и они являются объективными в большинстве случаев, т.е. не зависят от настроения, состояния и личности испытуемого.

Какие методики могут быть использованы для определения слуха:

  1. Фиксация отоакустической эмиссии.
  2. Аудиометрия (поведенческая).
  3. Импедансометрия.
  4. Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.

Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.

Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для чего используется этот метод у детей:

  1. Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
  2. Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
  3. Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
  4. Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
  5. Расчет показателей при слухопротезировании.

Сам прибор представляет собой датчик с электродами, который присоединен к компьютеру, где обрабатывается и визуализируется полученная с датчика информация.

Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:

  • 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
  • 3,4 и 5 — активность ствола мозга.

При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.

Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.

Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.

Импедансометрия

Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).

Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.

Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.

Как проверяют слух новорожденным

Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли.Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе. Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны). Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха).Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии. Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей. В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. Аудиометр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.

При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни.Звуковой стимул зависит от возраста ребенка:— новорожденный — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;— 1 месяц — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;— 4 месяца — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ;— 6 месяцев — широкополосный шум интенсивностью 40 дБ.Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости – крови, слизи, первородной смазки.Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование, полученные данные можно распечатать.Когда мать с малышом покидает роддом, в выписке указываются результаты аудиоскрининга.Запись должна выглядеть следующим образом:Аудиоскрининг: D (+); S (+)или D=S (+).В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть. Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха. Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме. Бывает и так, что требуются дополнительные исследования.

Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом

Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.

Меры предосторожности

Обращать внимание на возможности появления проблем со слухом следует тем родителям, детям которых диагностировали врожденные пороки развития: нарушение строения черепа, заячья губа, деформация ушных раковин. Если малыш родился недоношенным или у кого-то из родственников были проблемы со слухом, то вы тоже должны тщательно следить за развитием своего чада

В группу риска попадают и те детки, которым после родов делали искусственное дыхание.

Заботливые родители должны уделять таким малышам максимум внимания, чтобы не пропустить заболевание, связанное с нарушением слуха. Кстати, такие болезни как корь, краснуха и гнойничковые ранки в области головы, могут повлиять на слышимость малыша, поэтому после болезни необходимо в обязательном порядке проверять реакцию на слух ребенка.

Если вы обнаружили хоть одно отклонение в ходе проверки, немедленно идите к врачу. Лучше перестраховаться и доверить свое чадо специалисту, который проведет все необходимые анализы и успокоит вас в случае ложной паники. Однако если врач выявит нарушение слуха, то отказываться от его предписаний и помощи ни в коем случае нельзя. Помните, что любые проблемы поправимы, стоит лишь приложить немного усилий. Поэтому не расстраивайтесь заранее, а доверьтесь специалистам и выполняйте все их указания.

В завершение нашего сегодняшнего разговора, хотелось бы отметить, что в первые месяцы жизни ребенка у него только закладывается восприятие звукового режима. И даже, несмотря на то, что такие крохи слышат многое, они не могут реагировать на звуки так, как бы этого хотелось вам. Новорожденный различает свет и тьму, шум и тишину, но каждый раз проявлять эмоции по этому поводу он неспособен. Поэтому просто понаблюдайте за своим маленьким исследователем и научитесь видеть и слышать мир таким, каким воспринимает его малыш. Ну, а если вопрос проверки слуха у новорожденного вас все еще продолжает беспокоить, то развеять все сомнения поможет ваш лечащий педиатр. На приеме у врача попросите специалиста провести диагностику слуха у вашего сокровища и будьте спокойны.

Пусть ваши детки будут здоровыми и счастливыми!

Методика И. В. Калмыковой

Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:

  • манка;
  • гречка;
  • горох.

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.

Гусейнова Ирада

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Дополнительные обследования, если новорожденный не прошел тест на слух

Если при повторном тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр, который может быть областным, краевым или республиканским. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование.

Дополнительные методы проверки слуха

Кроме аудиоскрининга методом ОАЭ, где оценивается состояния волосковых клеток и выявляется снижение слуха в сурдологическом центре ребенку могут быть назначены следующие процедуры:1. Осмотр у отоларинголога, который оценивает состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.2. Импедансометрия: тимпанометрия (изучают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек) и акустическая рефлексометрия (регистрируются рефлекторыные сокращения стременной мышцы).3. Объективную аудиометрию КСВП (регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов). Если говорить простым языком — это ответ ствола головного мозга на звуковое раздражение. Позволяет оценить нарушения в наружном, среднем или внутреннем ухе или нарушения в проведении возбуждения в слуховые центры мозга.4. Метод ASSR (игровая тональная аудиометрия). Строятся аудиограммы, по которым определяется общий порог слышимости у ребенка.5. Сурдопедагогическое обследование. Проводится оценка поведенческих реакций ребенка на неречевые высокочастотные и низкочастотные звуки и голоса.6. Генетический анализ на коннексин. Определяется наличие гена, вызывающего тугоухость. Родители могут быть только носителями рецессивного гена. От результата зависит дальнейший прогноз и возможность операции по кохлеарной имплантации.На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях?

Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.

Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.

В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.

Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.

Как проверить слух у новорожденного?

С рождением малыша у родителей возникает множество вопросов, связанных с его здоровым развитием. Часто молодых мам и пап волнует, слышит ли их ребенок. И неудивительно, ведь новорожденные детки практически не проявляют эмоций и редко бурно реагируют на внешние раздражители. Кроме того, в первые дни своей жизни малыши действительно плохо слышат, однако уже к годику органы слуха становятся практически совершенными. Но все же, когда нужно задуматься о проблемах с детским слухом и проверить его у новорожденного? Ответить на этот вопрос мы решили в нашей сегодняшней публикации.

Наиболее простым домашним способом диагностики слуха у крохи является его реакция на ваш голос, музыкальные игрушки, погремушки. И если во время бодрствования ребенка вы не можете разглядеть реакцию малыша, то дождитесь, пока он уснет, и воспользуйтесь следующими рекомендациями. Когда веки крохи сомкнуты, а глазные яблоки двигаются под ними — самое время проводить проверку. Возьмите в руку резиновую игрушку с пищалкой и сжимайте ее возле ушка ребенка. Если со слухом все в порядке, то у малыша наблюдается изменение ритма дыхания. Как правило, кроха шумно выдыхает, делает паузу и глубоко вдыхает. Кроме того, ребенок может приоткрыть глаза от шума или заворочаться во сне. Это свидетельствует о том, что ваш малыш прекрасно слышит, поэтому вы можете быть спокойными.

Если вам не удалось проверить слух новорожденного во время сна, то повторить попытку можно и в период бодрствования, когда ребенок пребывает в хорошем настроении, он сыт и сух. Подойдите к своему чаду сзади и тихонько позвоните в колокольчик или поднесите к малышу мобильный телефон, музыкальную игрушку. Однако в этом случае необходимо сделать так, чтобы колебания воздуха или пола не дали знать ребенку, что сзади кто-то находится. Малыш заворочался или проявил интерес к происходящему? Поздравляем! Он вас услышал.

Обращать внимание на возможности появления проблем со слухом следует тем родителям, детям которых диагностировали врожденные пороки развития: нарушение строения черепа, заячья губа, деформация ушных раковин. Если малыш родился недоношенным или у кого-то из родственников были проблемы со слухом, то вы тоже должны тщательно следить за развитием своего чада

В группу риска попадают и те детки, которым после родов делали искусственное дыхание.

Заботливые родители должны уделять таким малышам максимум внимания, чтобы не пропустить заболевание, связанное с нарушением слуха. Кстати, такие болезни как корь, краснуха и гнойничковые ранки в области головы, могут повлиять на слышимость малыша, поэтому после болезни необходимо в обязательном порядке проверять реакцию на слух ребенка.

Если вы обнаружили хоть одно отклонение в ходе проверки, немедленно идите к врачу. Лучше перестраховаться и доверить свое чадо специалисту, который проведет все необходимые анализы и успокоит вас в случае ложной паники. Однако если врач выявит нарушение слуха, то отказываться от его предписаний и помощи ни в коем случае нельзя. Помните, что любые проблемы поправимы, стоит лишь приложить немного усилий. Поэтому не расстраивайтесь заранее, а доверьтесь специалистам и выполняйте все их указания.

В завершение нашего сегодняшнего разговора, хотелось бы отметить, что в первые месяцы жизни ребенка у него только закладывается восприятие звукового режима. И даже, несмотря на то, что такие крохи слышат многое, они не могут реагировать на звуки так, как бы этого хотелось вам. Новорожденный различает свет и тьму, шум и тишину, но каждый раз проявлять эмоции по этому поводу он неспособен. Поэтому просто понаблюдайте за своим маленьким исследователем и научитесь видеть и слышать мир таким, каким воспринимает его малыш. Ну, а если вопрос проверки слуха у новорожденного вас все еще продолжает беспокоить, то развеять все сомнения поможет ваш лечащий педиатр. На приеме у врача попросите специалиста провести диагностику слуха у вашего сокровища и будьте спокойны.

Пусть ваши детки будут здоровыми и счастливыми!

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации