Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

Канон, глас 4-й

Полемика[править | править код]

Данное предание, как и другие обвинения евреев в убийствах, именуемые ритуальными (например дело Бейлиса), нередко подвергались критике из-за подозрений в пропаганде антисемитизма. Описания пыток и человеческих жертвоприношений противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Запрет на убийство содержится в десяти заповедях Торы. Сторонники церковной точки зрения считают, что правила торы относятся только к самим иудеям, а все прочие люди людьми не считаются, и эти правила на них не распространяются. Также ими считается, что ритуальные жертвоприношения и употребление крови основано на Книге Чисел. Пророк Валаам, призванный для проклятия еврейского народа, отказывается от этого и воздает ему, напротив, вдохновенную похвалу, употребляя несколько иносказаний. Он говорит, между прочим: «Се люди яко левичища восстанут и яко лев вознесется; не уснет, дондеже снест лов и кровь посеченных испиет (Книга Числ, глава 23)» . Кроме того, итальянский историк, еврей, сын Верховного раввина Ариэль Тоафф не исключает ритуальных убийств детей иудеями .

Некоторые моменты данной истории довольно сомнительны. Так, утверждается, что евреи увезли ребенка в Белосток и распяли его, выпустив кровь, после чего он лишь через 9 дней скончался (при таких повреждениях дети умирают в считанные часы, хотя возможно, существуют специальные методы для продления мучений и отсрочки смерти, а затем приехали опять в деревню и «подкинули» его на поле возле села (по мнению сторонников предания, возможно, для того, чтобы скрыть место преступления и направить следствие на версию убийства недалеко от деревни).

Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в году. После поездки по бывшему Советскому Союзу в г., Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов написал в журнале Вестник:

После поездки по бывшему Советскому Союзу в г., Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов написал в журнале Вестник:

Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму
2003 г.,
2004 г.,
2005 г.,
2006 г.,
а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам. Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН (UNHCR).

Песнь 9

Ирмос:От земнородных рождшися и Творца рождшая, наша похвало, Богородице Чистая: Тя яко владычествующую тварьми, величаем.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

И ныне, угодниче Божий Гаврииле, о народе российстем буди пред Господом предстатель, якоже древле: тогда бо от иудей и еретик мучения христиане приимаху, ныне же от обою соблазном вдаются люте, темже твоего стояния даруй нам память и о подражании тебе ревность благую.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас.

Мысленнаго убийцу души моея, сию поглотити ищуща, побеждати помози ми, Божий угодниче, тело свое на истерзание предавый, но душу свою непорочну от тех устрашения сохранивый и Христу, аки дар честен, страдания своя принесый и сего ради от Него благодать приявый, во еже молитвы наша Престолу славы Его присно возносити.

Слава: Язвы, на твое младенческое тело от иудей возложенныя, язвы врагу спасения нашего явишася, демонов победителю, Гаврииле блаженне, от ихже мучительства избави души наша и над тех искушений победители предстательством твоим яви нас.

И ныне: От земнородных возрастши и Зиждителя рождши, радуйся, наша похвало, Богородице Чистая, Тя, яко обладающую тварьми, величаем.

Фотография иконы с сайта: http://www.russdom.ru/oldsayte/2004/200405i/20040527.html

История с сайта: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39521.htm

Судебное дело об антисемитской агитации, связанное с мощами Гавриила

В 1919 году в Москве было возбуждено судебное дело об антисемитской агитации в соборе Василия Блаженного в связи с обнаружением в нём усыпальницы «мученика Гавриила». 26 октября 1919 года в собор Василия Блаженного зашли члены РКП(б) ротный и взводный командир Первых московских пулемётных курсов РККА Антонов и Баскаков с просьбой показать им достопримечательности собора. В качестве экскурсовода выступила сторожиха Мошкова; она на нижнем этаже собора показала красноармейцам усыпальницу-ящик, на вопросы о происхождении дала следующее объяснение: «Здесь находится половина мощей отрока Гавриила, которого евреи зарезали. Ведь им нужна русская кровь… Они её пьют. Наши все священники это знают и нам сказывали. Это дело изучил наш священник, протоиерей Кузнецов. Сам протоиерей мне это сказывал». 27 октября 1919 года собор посетила выпускница Петроградского университета, член РКП(б) Клемент; сторож Мошков, показывая ей на ту же гробницу, сказал: «Отрок Гавриил, замучен жидами… Они его убили и из жилы кровь пили. Прежде были писанные листки. Мощи привозные». После этого состоялось вскрытие раки с мощами, и была произведена медицинская экспертиза этих мощей при участии профессоров Первого Московского государственного университета по кафедре анатомии — Рождественского, по кафедре химии — Терентьева, судебного врача Москвы Петра Семеновского. Они заключили, что найденная кость (в 2,5 см ширины и 3,7 см длины) есть правая боковая часть затылочной кости человека; они предположили, что она принадлежала ребёнку; установить давность этой кости не представлялось возможным. 17 ноября 1919 года на суде было выяснено, что во время Первой мировой войны, около четырёх лет назад, в собор неизвестным епископом из Польши были привезены мощи Гавриила. Настоятель храма Иоанн Восторгов (который был расстрелян в 1918 году) поставил раку с мощами в храме, украсил её цветами, служил возле неё молебны и произносил погромные антисемитские проповеди. При Временном правительстве протоиерея Восторгова вызывали к себе министр государственного призрения Всероссийского временного правительства Николай Кишкин и министр юстиции России Павел Малянтович и убеждали его не произносить погромных речей, однако их уговоры не имели воздействия. Кроме того, в соборе открыто с прилавка распространялись многочисленные листовки Восторгова, по мнению суда, радикально черносотенного и контрреволюционного содержания. В качестве обвинителя на судебном процессе выступил заместитель народного комиссара юстиции Пётр Красиков. Было выяснено, что священники собора Кузнецов и Ковалевский служили молебны перед мощами, а на ковчеге с мощами написан тропарь и кондак Гавриилу:

Тропарь, глас 5.
Святе младенче Гаврииле, ты за прободенного нас ради от иудей от тех же в ребра прободен был еси и за истощившего кровь свою о нас, все тело твое на истощение крови в лютые язвы предал еси! Ныне во славе вечной с ним веселящийся — тем поминай тамо и нас. Молися зде чтущих тя, ниспосли нам здравие телесам и спасение душам нашим.
Кондак, глас 6.
Отчество твое зверки бысть, мучениче христов Гаврииле, идеже от истых зверей иудеев восхищен абие, родителей лишен еси, та же вся поряду люте претерпев, во отчество небесное переселился; восхищай и нас, чаде, от всяких напастей и скорбей, умоли, молим ти ся улучити наследие твое.

Суд постановил: «Протоиерея гр. Кузнецова и настоятеля гр. Ковалевского лишить свободы сроком на пять лет», однако в своём же постановлении суд к ним применил амнистию, оставив в силе условное лишение свободы; супруги-сторожа Мошковы были приговорены к одному году условно. По постановлению суда ящик с мощами Гавриила был отправлен в Уголовный музей при Главмилиции. По отношению к тропарю и кондаку суд вынес следующее постановление:

Употребление тропаря гл. 5 и кондака гл. 6 в честь отрока Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного характера, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния, о чем оповестить через Народный комиссариат юстиции в его объявлениях.

Критика почитания

Почитание Гавриила Белостокского подвергается критике как пример кровавого навета на евреев и пропаганды антисемитизма, так как описанные пытки и человеческие жертвоприношения противоречат базовым положениям иудаизма.

В 1823 году следователям, занимавшимся «Велижским делом», не удалось найти никаких архивных материалов по истории Гавриила. Александр Панченко полагает, что легенда о Гаврииле не имела под собой реальной основы и была сконструирована в 1720-х годах после нахождения мощей.

В 1975 году Александр Мень выражал надежду, что Гавриил Белостокский и некоторые другие будут когда-нибудь деканонизированы: «Я надеюсь, что эти святые будут деканонизированы. Процессы деканонизации известны русскому православию».

На официальном портале Белорусской православной церкви в статье, посвящённой Гавриилу Белостокскому, имеется примечание, в котором говорится: «Православная церковь осознает, что кровавый навет долгие годы являлся поводом для политических интриг и спекуляций с целью подхлестнуть гонения на сторонников иудейской веры», «для евреев, строго соблюдающих закон Моисеев, кровь является столь же запретной, как и для христиан». Таким образом, убийство Гавриила Белостокского приписывается не иудеям, а некой еврейской «секте фанатиков-изуверов», а Белорусская православная церковь высказывается в пользу отказа от традиционных антисемитских обвинений.

Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение в Белоруссии почитания Гавриила Белостокского ещё в 1997 году.

После поездки по бывшему Советскому Союзу в 1997 году директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов в связи с возрождением интереса к культу направил письменные запросы директору Белтелерадиокомпании Георгию Киселю и президенту Белоруссии Александру Лукашенко. В запросах были обоснованы опасения по поводу развития в Белоруссии антисемитизма и разъяснялась абсурдность обвинений евреев в ритуальных убийствах.

Возрождение почитания Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму в
2003, 2004, 2005 и 2006 годах, а также подкомитета Конгресса США по иностранным делам. Эти материалы были также переданы в ООН в Комиссию по беженцам (UNHCR).

Федерация еврейских общин России (ФЕОР) направила письмо главе ВГТРК с просьбой объяснить появление на канале «Россия 24» истории о Гаврииле Белостокском. Сотрудники ФЕОР назвали историю убийства младенца Гавриила «средневековой мифологией» и выразили удивление, «каким образом в наше время в таком крупном и серьезном СМИ, как „Россия 24“, возможно воспроизводить без какого-либо внятного комментария средневековую мифологию, которая уже не раз в прошлом служила причиной массовых убийств и погромов еврейского населения и была многократно опровергнута, в том числе самими представителями церкви».

История культа в XX—XXI веках

На суде по «делу Бейлиса» обвинение предъявляло мощи Гавриила как аргумент со своей стороны.

В 1908 году часть мощей Гавриила была перенесена из Слуцка в Жировичский монастырь.

Почитание Гавриила Белостокского было восстановлено нацистами совместно с белорусскими и польскими коллаборационистами в период немецкой оккупации Белоруссии. Его мощи из музея атеизма были перенесены в кафедральный Преображенский собор Минска. В селе Заблудове на деньги оккупационных немецких властей была построена церковь, где разместили часть мощей. В 1944 году при отступлении гитлеровцы помогли организовать перевозку мощей из Минска в Гродно в церковь Покрова Божией Матери, где они находились в подвале до 1992 года.

В 1992 году по благословению Патриаршего экзарха Белоруссии митрополита Филарета мощи были переданы Польской православной церкви. Архиепископ Белостокско-Гданьский Савва (Грыцуняк) (ставший в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) торжественно перенёс их в Свято-Никольский собор Белостока, где они и ныне являются объектом паломничества. В деревне Зверки действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где построена церковь во имя Гавриила Белостокского, которая является местом паломничества как для Русской, так и для Польской православных церквей.

В августе 2012 года патриарх Кирилл во время визита в Польшу поклонился мощам Гавриила Белостокского.

Комментарии

Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Житие Гавриила Белостокского

Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени».

30 лет спустя, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.

Когда из других мест жиды прибежали, То безчеловечно меня там мучить стали, Внесли меня в тёмный подвал на страдание, И распяв на кресте, кровь из бока выпускали Потом кололи все мое тело Пока хоть каплю крови оно имело

В 1755 году мощи святого были перенесены крестным ходом в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии. Гроб с телом Гавриила лежал открытым, тело было исколото. К раке была прикреплена табличка: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима».

Примечания

  1. ↑ Гавриил (Гавдель) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 10 декабря 2015.
  3. «Чудесные исцеления по молитвам св. мч. отрока Гаврила» // Гродненские епархиальные ведомости. — 1909. — № 16. — С. 89.
  4. Дорфман М. Кровавый навет: опыт деконструкции.
  5. Басин Я. З. . yazib.org. Дата обращения 2 марта 2013.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 января 2013.
  7. Willehad Paul Eckert, Il beato Simonino negli «atti» del processo di Trento contro gli Ebrei, in: Studi Trentini di Scienze Storiche XLIV (1965), S. 193—221 (итал.)
  8. Martyrologium Romanum. Editio typica, Città del Vaticano 2001 (итал.)
  9. журнал «Евреи в СССР», № 11, 1975 год
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации