Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

Стихи про детей

Потешки при массаже

Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)

Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)

Хомка раненько встает (подтягиваемся)

Щечки моет, шейку трет.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)
* * *

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, никто больше не шумит.

(Загибаем пальчики, поглаживая)
* * *

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали,

Походили – поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать

Дадим крошек поклевать.

(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).

Стихи — колыбельные для малышей

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

***

Мы дочурку покачаем
Под припевочку свою
В ней начало «Ба’ю-ба’ю!»
А конец «Баю’-баю’!»

***

Спи-ко, спи-ко, баю-бай,
Свои глазки закрывай.
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.
Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай.
А Сониха – по другой,
Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай.

***

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон.
Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать,
Будет детка крепко спать.
Будут гули говорить,
Чем детку накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок,
Станут кашку варить,
Станут детку кормить
Белой кашкой с молочком
И румяным пирожком.

***

Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни,
Птички уснули в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Дверь ни одна не скрипит.
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни.

***

Ай! Бай, бай,
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
Наша дочка будет спать,
Станет глазки закрывать.

***

Тихо-тихо-тихо-тихо
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает
«В этом сне – воздушный шарик,
В это сне – собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.

Надеюсь, эта подборка детских стихов окажется для вас полезной и поможет разнообразить ваше общение с малышом. Также обязательно посмотрите подборки потешек-игр для малышей до года, которые помогут вам в веселой форме изучать части лица и тела, осваивать первые пальчиковые и жестовые игры (такие как всем известные «Ладушки»), ну и просто весело проводить время с вашим чадом:

Рекомендую также почитать

На этом все, до встречи!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Появление потешек

Когда именно появилось это определение и сам жанр, никто точно не может сказать, и никогда не сможет.

Однако известно, что использовали их еще во время правления князя Владимира, именно в этот период стали появляться первые письменные упоминания о потешках.

К сожалению, множество текстов до нашего времени не дошли или претерпели серьезных видоизменений, что неудивительно, ведь многие слова превратились в архаизмы, и их заменили новыми словами, которые употребляются в речи. Читать и рассказывать их в целях воспитания, во времена Руси было обычном делом.

Их обычно сочиняли мамы, бабушки на ходу, и в этом их уникальность. Но, к большому сожалению, не все народные стихи дошли до нашего времени. Но и в современном мире есть короткие, смешные стихи, которые нужно задействовать в воспитании деток.

Практически каждый шаг в течении всего дня можно совмещать с потешками, которые не просто принесут крохе радость, хорошее настроение, но и помогут запомнить и выучить много важных вещей.

Стихи — потешки для одевания

Вот у нас пеленка
Для нашего зайчонка,
На ней яркие цветочки
Для красавицы дочки (красавца сыночка).
И грибочки для дочки (сыночка).
И листочки для дочки (сыночка).
Завернули зайчонка
В такую пеленку.

***

Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.

***

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

***

На перинку,
На простынку,
Не на край –
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!

***

Тая варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал.
В свой домишко не попал.
Тая варежку сняла:
Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь
Здравствуй, пальчик,
Как живешь?

***

Варежки пушистые мы с тобой достанем.
На прогулку зимнюю одеваться станем.
Моя дочь (мой сынок) любимая рукавички носит,
И зима суровая ручки не морозит.
В варежках пуховых мы идем гулять,
Будем вместе с мамой мы снежки кидать.

Стихи-потешки для маленьких детей и новорожденных

Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки, А в ножки — ходунюшки, А в роток — говорок, А в умок — разумок! Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними!

Водичка, водичка, Умой мое личко, Чтобы глазки глядели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Маме улыбаемся!

Купание

Л. Разумова

Свинка моет в луже брюшко, Котик моет лапкой ушко, Птички моются в песке, Гуси, уточки – в реке. А меня в огромной ванне Каждый день купает мама. Моет ушки, щёчки трёт, Шейку, спинку и живот. А я ножкой бух-бух, А я ручкой плюх-плюх. Вот и мамочка моя Стала чис-та-я!

Мы проснулись, потянулись, Маме нежно улыбнулись, Сели на горшок с утра. Умываться нам пора! Волшебная водичка На розовое личико, Ручеек из сказки На носик и на глазки, Брызги из кадушки На щечки и на ушки, Дождичек из лейки На лобик и на шейку. Ливень с теплой тучки На маленькие ручки. Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!) Целуй меня, мамуля!

Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят — Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся — Маму, дочка, слушайся.

П. Синявский

Если ты не хочешь супа – Поступаешь очень глупо И не станешь нипочём Настоящим силачом.

Ну и каша

Ну и каша! Так в рот и просится! Нос и щеки наелись досыта. Подбородку тоже досталось. И мизинчик попробовал малость. Чуточку съели лобик с макушкою, Остальное ушки докушали!

Ам! Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!

Я и ложка

Л. Разумова

Я дружу немножко Со столовой ложкой. Только ротик открываю, Ложка с кашей заезжает, Плюх! Ко мне на язычок, Щёчки дружно чмок-чмок-чмок! Все довольны: я, мой ротик И мой сытенький животик!

Зубозаговаривательное

Б. Вольфсон

Ложка в маминой руке Как кораблик на реке. Дует ветер. Мы во рту Спрячем ложку, как в порту.

Наша ложка — самолет — Залетает прямо в рот. В небе тучи, град и гром. Иннин (Светин, Сашин или др.) рот — аэродром.

А теперь во рту гараж. Вышла ложка на вираж. Рот пошире — и уже Скрылась ложка в гараже.

Догоняет мышку кошка. Кто же мышка? — Наша ложка. В ротик-норку поскорей Прячься, мышка, от зверей.

С. Солодова

Наша девочка пошла! Стала комната мала. Тренировки — каждый час, Крепнут ноженьки у нас!

Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка, Принесет орешки Для Машиной потешки.

Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хнычь, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три.

Где же наши ушки? Слушают пестушки! А где глазки? Смотрят сказки! А где зубки? Прячут губки! Ну а ротик на замочек!

Вася

Коми-пермяцкая народная песенка

Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!

Сто серебряных коней

Коми-пермяцкая народная песенка
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов

Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.

У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.

А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!

Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.

↑ Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухаpи толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка в сапожках Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание

Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне

Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

«А нашей Галеньке — в ручку. Угощайся, Галенька, на здоровье!»

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

или:

Коза-хлопота День-деньской занята: Ей — травы нащипать, Ей — на речку бежать, Ей — козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла.

Поучительные песни

Имеют ли современные родители какое-то представление об этом жанре фольклора? В чем суть применения потешок, и как они могут помочь малышам. Это особый народный жанр. Это рифмованные краткие истории, стихи и песни, которые переплетаются с элементарными движениями.

В этом и есть вся удивительность потешек: их можно рассказывать, читать, петь деткам с первых дней. Дети запоминают слова и подходящие к ним движения, и тем самым развивают, улучшают память и моторику.

В основном родители даже не подозревают, что чудные стишочки могут принести большую пользу их малышам. Но детские сады, школы давно используют этот фольклорный жанр при обучении. Многие веселые потешки и сейчас используют для дет. сада, класса в качестве физминуток, игры, прививания гигиенических навыков и другого.

Кушаем с потешками

Тили-час, тили-час,
Вот обед у нас сейчас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку.
Воробей стучит в окошко,
Дайте же и мне хоть ложку…
Вот и кончился обед,
Ничего в тарелке нет.

***

Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик попробовал малость.
Чуточку съели лобик с макушкою,
Остальное ушки докушали!

***

Скатаем детке валенки,
Полушубочек сошьем,
Детку к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать,
Детку кашкой угощать,
Даст ей тепленький блинок
И румяный пирожок,
Два яичка всмяточку
И баранью лапочку!

***

У бабы Фроси
Пяток внучат.
Все каши просят.
Все криком кричат.
Акулька в люльке,
Аленка в пеленке,
Аринка в перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила,
Кашу варила,
Молоко топила,
Внучат кормила.
Как каши наелись,
Молока напились,
Бабе поклонились,
Угомонились!

***

Травка-муравка
Со сна поднялася.
Птица-синица
За зерно принялася,
Зайки – за капусту,
Мышки – за корку,
Ребятки – за молоко.
Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Таечке велел.

Основные выводы

Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.

Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию. Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации