Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Основные потребности ребенка: классификация для родителей

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.

Потребность ребёнка до года №3 — совместный сон

В дикой природе невозможен сам факт того, чтобы мать, родившая детёнышей, оставляла их, как только они заснут, а сама уходила спать в другое место. Детёныши непременно спят под боком у матери.

Да, отчасти это обосновано небезопасностью природной среды, однако и новорожденный ребёнок ночью особенно нуждается в ощущении защиты и надёжности, которые ему может обеспечить тепло и привычный запах маминого тела. Всё это плюс доступность материнского молока в любое время способны сделать сон малыша здоровым и спокойным.

Да, есть случаи, когда маленький ребёнок засыпает сам в кроватке без мамы и спит долго и глубоко, но это означает только то, что его «перебороли» отлучением от матери и лишили тесного контакта с ней и тем самым разорвали эту созависимую связь. Но об этих печальных случаях и их последствиях сейчас мы говорить не будем.

Кормите малыша по требованию!

Позвольте ребенку самому регулировать частоту и длительность кормлений. Основные правила кормления грудью:

  • Приложите ребенка к груди как можно раньше (в роддоме в течение первых 30 -50 минут жизни). Следите, чтобы ваше молоко было первым и единственным, что попадет малышу в рот.
  • Правильно прикладывайте малыша к груди.
  • Кормите малыша так часто, как он просит, и днем, и ночью. 
  • Дайте ребенку возможность опорожнить первую грудь прежде, чем предложите вторую.
  • Не давайте ребенку пустышки или соски.
  • Не сцеживайте грудь после каждого кормления.
  • Контролируйте, достаточно ли молока получает ребенок только с помощью теста на мокрые пеленки (от 6 хороших «пописов» за сутки).
  • Не мойте с мылом грудь.
  • Укладывайте ребенка спать с грудью.
  • Начинайте прикармливать ребенка не раньше, чем через полгода после рождения.

Чтобы обеспечить ребенку наилучший старт в жизни, кормите не менее 2-х лет и дольше — по взаимному желанию.

Почему малыш плачет?

У младенцев плач является единственной возможностью передачи информации родителям. Для того, чтобы кроха вырос психологически здоровой личностью, необходимо всегда реагировать на плач ребёнка.

Как  понять, что беспокоит новорождённого

К основным факторам, провоцирующим слёзы ребёнка относят:

  • голод;
  • жажду;
  • страх;
  • боль;
  • дискомфорт;
  • перегрев;
  • усталость;
  • отсутствие мамы.

Рассмотрим причины плача подробнее.

Потребность в телесном контакте

Младенцы – беззащитные создания, которые боятся оставаться одни, они нуждаются в постоянном присутствии мамы. Это даёт им чувство защищённости и стабильности.

Они часто плачут, желая, чтобы их взяли на руки. Таким образом дети чувствуют материнское тепло, которое дарит им положительные эмоции.

Вы должны чаще обращаться к малышу, смотреть на него, улыбаться. Подобные действия способствуют совершенствованию слуха, зрения и речевых умений.

Дети также требуют присутствия мамы, когда чего-то пугаются: громких криков, стуков, чужого человека. При этом они громко и продолжительно плачут. В эти моменты нужно обнять ребёнка, дать почувствовать себя защищённым.

Физиологические потребности

Ребёнок постоянно плачет, когда голоден. Детей первого года жизни нужно кормить по требованию – когда они плачут. Со временем вы наладите чёткий режим кормления, и будете знать, когда малыш захочет есть.

Некоторые мамы не знают, как понять, что новорождённый наелся, и кормят его чаще и больше. Делать этого не стоит, так как можно нарушить процессы пищеварения, вызвав ряд проблем. Если ребёнок наелся, он выплюнет грудь либо бутылочку, отвернётся от неё.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, увеличьте объём молока для разового кормления. Также следите за прибавкой в весе: за неделю малыш должен набирать около 120 граммов.

Не забывайте про воду. Младенец может хотеть пить и сильно плакать, ведь он не способен объяснить это маме. Регулярно поите ребёнка кипячёной водой.

Малыши до полугода нуждаются в комфортном и продолжительном сне. Поэтому детские капризы могут свидетельствовать о желании отдохнуть.

Не все дети засыпают самостоятельно, мамам приходится носить их на руках и укачивать. Выберите подходящий ритуал отхождения ко сну уже сейчас, ребёнок запомнит его, и начнёт быстрее засыпать.

Также следите за состоянием подгузника. Ребёнок не сможет полноценно поспать в мокром наполненном памперсе.

Сильный плач также может свидетельствовать о том, что кроха замёрз. Потрогайте его ручки и ножки, если они прохладные, оденьте ребёнку что-нибудь тёплое.

Но не нужно кутать малыша, так как перегрев способен спровоцировать развитие заболевания либо появление сыпи. Во всём нужна мера.

Болезненные состояния

Большинство деток первых трёх месяцев жизни испытывают кишечные колики. Это объясняется недоразвитостью ферментативной системы, что ведёт к скоплению газов в кишечнике.

Понять, что у новорождённого колики, можно по сильному плачу, увеличенным параметрам живота, малыш прижимает ножки к животу, сжимает кулачки.

Чтобы облегчить состояние крохи, нужно:

  • массировать животик лёгкими движениями;
  • укладывать малыша на животик для лучшего отхождения газов;
  • поить травяным чаем;
  • давать средства, уменьшающие газообразование и стимулирующие перистальтику;
  • применять газоотводную трубку.

Если мама кормит грудью, то необходимо тщательно подбирать продукты питания для себя, чтобы не ухудшить состояние крохи.

Несмотря на то, что дети до 6 месяцев редко болеют, так как «снабжены» материнской иммунной защитой, риск заразиться всё же существует. При посещении общественных мест, наличии старшего брата либо сестры, частых визитах гостей ребёнок может заболеть.

К основным признакам недомогания у грудничка относят повышение температуры тела (выше 37,5 градуса), ринит, кашель, слезотечение. Помимо простуды, высокая температура и насморк у ребёнка могут указывать на прорезывание зубов.

У некоторых детей первый зуб начинает прорезываться уже в 4 месяца. Состояние также может сопровождаться диареей, рвотой. У каждого малыша этот процесс протекает индивидуально.

Основные показатели в развитии грудного ребенка

В норме рост ребенка при рождении составляет 50-53 см, но эти данные сугубо индивидуальные и берутся из средних показателей общей массы рождаемых детей. Вес ребенка при рождении составляет 3100 – 3400 г. Опять же эти показатели индивидуальны.

В первые дни жизни, как правило, которые проводятся еще в роддоме, ребенок теряет незначительный вес. Это связанно к первичной адаптации к жизни вне утробы матери. Как правило, в течение десяти дней, новорожденный набирает вес до первоначального состояния.

В первые три месяца ребенок набирает рост примерно по 2-3 сантиметра в месяц, то есть очень интенсивно. С каждым последующим месяцем эти показатели изменяются в меньшую сторону, то есть к году ребенок будет вырастать в среднем по одному сантиметру. К своему первому году жизни ребенок вырастает примерно на двадцать пят сантиметров.

Масса тела ребенка увеличивается по 700 г в месяц на первых месяцах, далее после полугода интенсивность также как и при росте снижается. Примерно к 4-5 месяцам вес удваивается (что зачастую служит показателем к началу прикорма). В течение первого года жизни масса ребенка увеличивается до десяти килограмм.

Однако далеко не все дети идеальны и от природы придерживаются строго отведенным нормам.

Как ребенок оценивает свои эмоции?

Малыш в раннем детстве не может адекватно оценивать свои , поскольку у него еще не сформировалось аналитическое мышление, чтобы понимать причины своих волнений, страхов или плохого настроения. Маленький ребенок живет инстинктами и отслеживает реакцию окружающих людей на свое поведение. Родители постепенно прививают ему представление о плохих и хороших поступках, позитивно или негативно реагируя на его действия.

Не стоит ругать ребенка за истерики или слезы, ведь только так он в раннем детстве может выразить свое огорчение. В то же время не нужно поощрять рыдания, спеша удовлетворить все требования малыша, так он быстро поймет, что это инструмент манипуляции, и будет использовать слезы для реализации своих желаний. Постепенно он научится адекватно формулировать свои ощущения, а до этого родители могут помочь ему в этом. Можно проговаривать вслух, что мама и папа понимают, как сыну или дочери сейчас обидно или грустно, что они разделяют его или ее чувства и готовы помочь. В моменты радости также не нужно скупиться на слова, можно рассказывать ребенку, как всем весело, хорошо, тепло, вкусно и т. д.

Подростковый возраст также имеет свои сложности и особенности, когда гормоны, сложности в учебе и отношениях со сверстниками, непонимание взрослых, неразделенная любовь, неудовлетворенность собственной внешностью не дают девушке или юноше разобраться со своими чувствами

Важно, чтобы в этот период сохранялся эмоциональный контакт хотя бы с одним из родителей. Доверительные отношения дадут возможность маме или папе помочь своему ребенку разобраться в своих чувствах и потребностях

В некоторых случаях может потребоваться помощь психолога. И это вполне нормально, даже взрослые люди не всегда могут разобраться со своими внутренними проблемами сами.

Родителям стоит внимательно относиться к эмоциям собственных детей с самого раннего возраста. Все малыши периодически плачут и капризничают, но часто это связано с физическим недомоганием: болью в животе, раздражением десен при прорезывании зубов. В таких ситуациях надо стараться устранить или смягчить причины недомогания.

По мере роста ребенок так же испытывает гамму сложных чувств и не всегда в состоянии совладать со страхом, обидой или раздражением из-за физической усталости или непонимания близких людей. Плохое настроение, неразговорчивость подрастающего ребенка могут сигнализировать о каких-то внутренних переживаниях и проблемах. Излишняя возбудимость и активность тоже не должны оставаться без внимания. Ребенок нуждается в психологической гармонии и душевном равновесии, но не всегда сам может их поддерживать. Кроме того, малыш считывает отношение окружающих людей, если к нему относятся без должной любви и заботы, то и сам он может стать человеком равнодушным.

Потребности ребенка в разные периоды жизни отличаются лишь степенью выраженности. В данной статье рассмотрим базовые детские психологические потребности и выясним, что рекомендуют психологи сделать родителям, чтобы удовлетворить каждую из них.

Основные потребности детей разного возраста по Д. Эльконину

В отечественной психологии периодизацию основных потребностей детей разного возраста ввел Даниил Эльконин.

Младенчество (от рождения до 18 месяцев).

Главный вопрос развития — «Надежен ли мир?» Нетрудно догадаться, какие в это время царят потребности: физиологические и потребность в безопасности мира.

Раннее детство (от 18 месяцев до 3 лет).

Главный вопрос развития — «Я — хороший?» Вступают в силу потребность в любви и принятии.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).

Главный вопрос развития — «Как много я могу сделать?» В этот период актуальна потребность в уважении и признании.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет).

Главный вопрос развития — «Способен ли я?» Расцвет познавательных потребностей — самый благоприятный период для знакомства со школой.

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет).

Главный вопрос развития — «Кто я есть?» Потребность в самоактуализации.

Без определенного возрастного адреса осталась только потребность в прекрасном. Это потребность не только детей разного возраста, но и взрослых, ею пронизана вся жизнь человека. Даже младенцы имеют, например, музыкальные предпочтения. Можно, конечно, объяснять это предпочтение привычкой к определенному звуковому ряду, но даже в этом случае нет причин сомневаться, что младенец действительно получает эстетическое удовольствие.

В понятии прекрасного часто присутствует момент привычности, узнаваемости, уместности в рамках культурно-временного пространства. Рубенсовские женщины сегодня не в моде, а полные гармонии и красоты танцы диких племен не столько услаждают взор, сколько пробуждают любопытство.

Знание основных периодов развития ребенка и соответствующих им доминирующих потребностей по возрастам очень важно, так как невероятно трудно, а порой просто невозможно компенсировать, например, базовую потребность в безопасности мира, если ребенок уже перешагнул период младенчества. Если базовая потребность не удовлетворена вовремя, она может стать причиной детской травмы, которая будет сказываться всю жизнь

Как говорится: «Дорога ложка к обеду». С другой стороны, часто мамы и папы стремятся обогнать природу и отдают пятилетнего ребенка в школу, хотя познавательная потребность в нем еще не проснулась, или стараются контролировать каждый шаг подростка, который уже давно вырос из потребности в базовой защите.

Актуализация (то есть доминирование) одной потребности не ведет к исчезновению других и не отменяет действия тех, что были актуализированы прежде. Человек всегда нуждается в защите, любви, уважении — и младенец, и подросток, и взрослый. Но в одну реку нельзя войти дважды, а потому с течением времени родители должны менять количество и выразительность своего внимания, контроля, защиты и проявлений любви. Пятнадцатилетнему подростку вряд ли будет приятно, что свои чувства вы будете выражать веселыми чмоканьями в живот и в попку, а шестилетнему малышу, безусловно, не пойдет на пользу ответственность за уборку в доме, за младшего братика и за обязательное наличие молока и масла в холодильнике. У каждой потребности — свой период расцвета. О секретах родительского мастерства в нелегком деле обеспечения потребностей развития детей или помощи ребенку в их удовлетворении и идет речь в этом материале.

Многие взрослые, к сожалению, основной своей задачей видят воспитание «смелого мальчика», «хорошей девочки», «скромной девочки» или «мальчика-лидера». Любые установки и рассуждения о том, каким должен быть ребенок, могут увести родителей от его «индивидуальной карты потребностей». Понять и принять ее в качестве опоры в формировании личности — единственно верное направление для родительских воспитательных усилий.

Вот они, потребности

Пребывание на руках дает малышу ощущение физического контакта с живым существом. Целых девять месяцев малыш был единым целым с мамой, и после рождения пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он подрастет настолько, что начнет понимать, что он и мама — это не одно и то же. А в первые дни и недели после рождения ощущение мамы малышу жизненно необходимо.

Большинство мам сразу замечают эту особенную потребность малыша. Стоит только маме отложить вроде бы пососавшего в свое удовольствие и заснувшего ребенка, не проходит и нескольких минут, как кроха снова напоминает о том, что его нужно взять на руки. Такое поведение, вероятно, обусловлено эволюционным развитием человека. В течение жизни многих тысяч поколений ребенка просто… некуда было безопасно отложить

Если малыш оказывался один, эта ситуация совершенно точно была угрожающей для его жизни, и в его интересах было привлечь к себе внимание

Потребность в сосании — основная инстинктивная потребность малыша. Благодаря сосанию он получает не только питание, но и необходимый ему контакт с мамой. Сосание возможно, только если малыш окажется на руках у мамы, будет к ней тесно прижат, услышит знакомые звуки, ощутит запахи, почувствует тепло маминого тела. В этом положении — посасывая у мамы на руках, малыш ощущает почти внутриутробный комфорт. И в это состояние внутриутробного благоденствия младенец пытается попасть каждый раз, когда испытывает неудобство по любому поводу.

Он хочет избавиться от неудобства, хочет, что бы ему стало хорошо — и необходимые ощущения может получить на руках у мамы. Малыш первых недель жизни еще не очень хорошо понимает, что ему действительно необходимо, и мама еще может не очень хорошо это знать. Но каждая мама должна быть уверена в том, что ее руки и ее грудь — это новые основы жизни ее малыша.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери — к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним («Не хотим, чтобы он вил из нас веревки»). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена «карточками-пустышками». Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: «С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?» Я ободрил ее: «Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка:

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей

В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Потребность ребёнка до года №1- частый телесный контакт

В дикой природе при неблагоприятном стечении обстоятельств детёныши животных имеют весомые шансы выжить самостоятельно без матери уже в 1-2 месячном возрасте.

Тело же новорожденного человеческого ребёнка совершенно не пригодно к самостоятельному существованию ни через месяц, ни через два, ни даже через больший по продолжительности срок.

Более того, организм маленького человечка даже на момент рождения не является окончательно сформированным. Продолжают совершенствоваться нейронные связи, гормональная и выделительная системы, продолжает своё дозревание печень, которая, к слову, закончит своё формирование только ориентировочно к 12 годам, обуславливая особенно внимательное отношение к питанию ребёнка в течение этого периода.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что хоть ребёнок теперь и находится вне материнского тела, но это вовсе не значит, что пребывание отдельно от матери является теперь для него естественным и комфортным.

Совсем наоборот, для ребёнка первых месяцев жизни желателен и даже жизненно необходим практически постоянный телесный контакт с мамой, в ходе которого не только гармонично доформировывается его тело, но и происходит мягкая адаптация к новым условиям жизни.

Недаром у малыша первых месяцев жизни настолько сильно развита цепкость рук, в дикой природе это помогло бы ему крепче держаться за мать, а ей — надёжнее удерживать его на себе при передвижениях.

Помимо этого частый контакт «кожа к коже» между матерью и малышом позволяет разрешить множество задач. Так заметно снижается частота возникновения и интенсивность колик у грудничка, он легче засыпает, сон более продолжителен, а сам малыш гораздо более спокоен и расслаблен.

Уже подрастая, ребёнок, который начинает вовсю интересоваться окружающим миром и стремится изучать его, уверен, что когда он почувствует беспокойство, внешнюю угрозу или просто устанет, он в ту же минуту окажется в тепле и уюте маминых рук и успокаивающей ауре её тела.Таким образом, у малыша  возникает то самое базовое доверие к Миру, важность которого невозможно переоценить в будущей жизни ребёнка, а впоследствии и уже взрослого человека. Этот механизм очень подробно описан Станиславом Грофом в его «Перинатальных матрицах», с его трудами стоит ознакомиться тем, кто желает получить больше информации на эту тему

Однако не будем забывать, что мы говорим о взаимовыгодном симбиозе, а значит, долгий телесный контакт с малышом и длительное ношение его на руках должен быть исключительно полезен и маме тоже. Так оно и есть.

В организме матери при частом телесном контакте с малышом происходят не менее значимые процессы. В самые первые часы после родов именно посредством частого чувствования кожей матери своего ребёнка запускается процесс сокращения матки и обратного её восстановления. В последующие дни более чётко и гладко происходит налаживание грудного вскармливания.

В течение дальнейшего периода в материнском организме происходит смена гормонального фона — гормоны, которые участвовали в процессе беременности и родов выводятся, заменяясь другими, отвечающими отныне уже за лактацию и общее восстановление.

И мудрой Природой задумано так, что этот масштабный процесс при естественном частом контакте с малышом происходит практически незаметно, позволяя сводить к минимуму не только перепады в настроении, но и вероятность так называемых послеродовых депрессий.

Ну и самое важное. Важнейший человеческий инстинкт – материнский

Он запускается в первые минуты после родов посредством так называемого импиринга (запечатления), когда мать и малыш впервые видят друг друга близко, чувствуют друг друга, смотрят глаза в глаза.Это сакральнейший момент. В последующие месяцы именно посредством частого, практически постоянного телесного контакта между матерью и ребёнком материнский инстинкт совершенствуется и это благодаря ему в новой полностью изменившейся жизни с малышом, сложное для матери кажется простым, появляются новые сверх возможности, которых не было ранее, открытия себя с новой стороны, появляется возможность ощущать счастье материнства так ярко, радостно и остро.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации