Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

А вот и я!

Обычно у младенца ладошки сжаты в кулачки, а ножки и ручки согнуты и плотно прижаты к телу. Это абсолютно нормально и беспокоить вас не должно. О таких детках говорят, что у них мыщцы в тонусе. Такое состояние абсолютно нормально и является физиологической нормой до 3 месяцев. Ребенок в первые три недели жизни  учится управлять головой и глазами, затем постепенно распрямляет тело из «позы эмбриона» и лишь потом начинает действовать руками.

Не пользуйтесь одеждой для самых маленьких с зашитыми рукавчиками: конечно, младенец может нечаянно царапнуть себя, но в такой одежде он лишается важных моментов «ручного» знакомства с окружающим миром. А ведь оно происходит постоянно — при кормлении малыш трогает теплую мамину грудь, сидя на ручках, дотрагивается до вашей кофты или волос, лежа касается прохладной простынки…

Трехмесячные ручки

Пальчики пока не очень послушны, но у многих младенцев ладошка к 2—3 месяцам уже раскрыта, а не сжата в кулачок. Именно этой ладошкой малыш и будет прикасаться к игрушкам, дающим разнообразные тактильные ощущения. Подвесьте над кроваткой (укрепите на переносной треноге или специальной над кроватной дуге) мягкие шарики из разных материалов — ребенок будет счастлив, когда ему удастся попасть по ним рукой.

Интерес вызовет любая игрушка или вещь, издающая звук при касании: вместо однообразных пластмассовых погремушек можно повесить легкий колокольчик (или сразу несколько маленьких колокольчиков на одном шнурке), детский бубен, небольшую мягкую игрушку со звоном внутри, крупные деревянные бусы. Все эти предметы пригодятся малышу и в дальнейшем — для ощупывания и знакомства на зубок.

С 3 месяцев можно в ручку крошки вкладывать небольшой мягкий поролоновый мячик (его удобно сжимать и разжимать пальчиками). Для этих же целей через пару месяцев отлично подойдет полунадутый мяч для плавания, его удобно держать в ладошке, перекладывать и трясти.

Важная веха первых месяцев — ручки научились попадать в ротик. Самое время вложить в них берестяную или деревянную удобную погремушку. И вкусно, и на ощупь приятно!

Секрет счастья

Я глубоко убеждена, что новоиспеченные родители должны пустить все свои силы не на воспитание и развитие ребенка, а на собственную адаптацию к новым условиям жизни.

Поверьте, если вы освоите эти четыре пункта, то ваш ребенок сам собой, без всяких карточек и скрипок будет отлично развиваться согласно своему возрасту. Его мозг будет достаточно отдыхать во время сна, нервная система не будет перегружена, его тело получит качественное питание, его родители будут выспавшимися, счастливыми, любящими и ресурсными, они начнут с удовольствием проводить время с малышом, от души с ним играть и веселиться, носить на руках, целовать, обнимать. Больше ничего для развития грудничка и не требуется!

Очень показательный эксперимент провел Гарольд Скилз с двумя группами умственно отсталых детей из специального детского приюта. Малышей экспериментальной группы в возрасте трех лет отдали на попечение умственно отсталых женщин из другого специального учреждения, причем каждого ребенка со своей «мамой» поместили в отдельную палату. Контрольная группа осталась в прежних условиях. В течение полутора лет коэффициент умственного развития детей из экспериментальной группы заметно вырос (с 64 баллов до 92), тогда как в контрольной группе он снизился на 26 баллов.

Что могли делать умственно отсталые мамы для своих «приемных» детей? Они просто проводили с ними большую часть времени, играли, разговаривали, нянчились. Исследователи сделали вывод, что для развития ребенка важны не столько интеллект и квалификация взрослых, с которыми он общается, сколько теплое, внимательное, заинтересованное отношение — тесная эмоциональная связь.

Как проходят развивающие занятия?

Занятия в школах раннего развития проводятся в группах

Как правило, группы небольшие — по 8-10 человек, что позволяет уделить внимание каждому малышу и найти к нему индивидуальный подход. Время занятий — от 20 минут до часа — устанавливается в зависимости от возраста детей и программы школы

Большинство занятий в школах раннего развития проходит в форме игры и включает в себя различные виды деятельности, которые быстро сменяют друг друга, что делает занятие более эффективным и интересным.

В урок могут быть включены:

Пальчиковая гимнастика и артикуляционные игры: с помощью ладошек дети «надувают» шарики или показывают пальчиками, как зайчик шевелит ушами, какие у ежика иголки, или «пекут» пирожки для любимых мам. И все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают занятия в увлекательную, эмоциональную игру.

Занятия, направленные на развитие речи, включают в себя прослушивание сказок, стихов и потешек, составление рассказов по картинкам, придумывание историй на заданную тему, отгадывание загадок, ответы на вопросы и игры со словами.

Музыкальные занятия: вместе с педагогом ребята разучивают веселые песенки, играют на народных инструментах (деревянных ложках, бубнах, трещотках и т.д.).

Ритмика: представляет собой систему физических упражнений под музыку для развития чувства ритма.

Физические упражнения: не только укрепят здоровье вашего малыша, но и обеспечат правильное физическое развитие, расширят функциональные возможности развивающегося организма, научат кроху ориентироваться в пространстве, координировать движения и удерживать равновесие, а также помогут в профилактике простудных заболеваний. Большинство физических упражнений сопровождается веселыми стихами и потешками. На занятиях могут использоваться погремушки, спортивные дорожки, игрушки, развивающие коврики, большие и маленькие мячи, обручи и другие спортивные снаряды.

Развивающие игры: рамки Монтессори, игры Никитиных, различные виды лото и большое количество других развивающих игр и упражнений, направленных на формирование интеллектуальной деятельности малыша.

Основы математики: здесь малыши познакомятся с цифрами; узнают простые геометрические формы; разберут такие понятия, как «один — много», «больше — меньше — столько же», «плюс — минус — равно» и т.д.

Обучение чтению: первое знакомство с азбукой, игры с буквами, кубики Зайцева, песенка Алфавита, звуковые дорожки и прятки со слогами — все это поможет сделать первые шаги в мир чтения.

Рисование: на занятиях малыш научится рисовать пальчиками, кисточкой, губкой; делать цветные брызги; узнает, как нажать на карандаш, чтобы линия получилась толстой или тонкой; увидит, какие узоры получаются на мокром листе и т.д.

Лепка: развиваем пальчики с помощью пластилина, глины, теплого воска и соленого теста.

Знания об окружающем мире: малыш познакомится с дикими и домашними животными, узнает какие бывают виды транспорта, чем овощи отличаются от фруктов и что за весной следует лето. Ребята на каждом занятии будут делать для себя маленькие открытия о нашем мире.

Психологические игры помогут детям научиться дружить, взаимодействовать друг с другом, просить помощь или совет; научат малыша управлять своими эмоциями и победить страхи, заботиться о животных и уважать старших, а также различать плохое и хорошее. В работе могут быть использованы карточки, рисунки, плакаты. Сюда же относят сказкотерапию, психологический театр и различные ролевые игры и упражнения.

Творческая деятельность развивает воображение и фантазию детей при работе с природными материалами (желудями, шишками, каштанами, листьями и т.д.). На занятиях малыши учатся делать аппликацию обрезную (с использованием ножниц), обрывную (рвут бумагу на мелкие кусочки), объемную; конструировать из бумаги путем сгибания, многократного складывания или склеивания.

Елена Буяльская, педагог

Стимулируйте познавательный интерес полугодовалого малыша.

Для этого вполне подойдут простые вопросы: «Где мама? Где папа?», «Где лампочка?» и т.п. Теперь можно поиграть с ребенком в такую игру: вначале спросите ребенка о местоположении  игрушки или погремушки, после того как он повернул голову и отыскал глазами заданный предмет, переместите игрушку в другой конец комнаты и повторите вопрос. Малыш начнет исследовать пространство в поисках «пропавшей» погремушки.

Можно уже начинать показывать развивающие мультфильмы.

В восемь-девять месяцев можно предложить ребенку строить пирамидки из кубиков и купить простой конструктор с крупными деталями. Примерно в этом же возрасте ребенок способен разобрать пирамидку. Обязательно поощряйте любые успехи малыша, во втором полугодии жизни кроха уже отлично умеет отличать речь взрослого по интонации.

Постепенно ребенок становится заметно активнее, он уже умеет сидеть и ползать, его игровые навыки и координация движений совершенствуются

В возрасте 8-9 месяцев важно организовать для ребенка максимальное количество пространства, в котором он будет свободно и безопасно перемещаться

Старайтесь удовлетворять любопытство малыша, рассказывая на доступном уровне о названии и предназначении различных предметов, показывая, как ими можно манипулировать. Поощряйте разнообразные  предметные игры.

Для успешного раннего развития мышления и речи важна тренировка мелкой моторики рук

Можно предлагать занятия с крупной мозаикой или пазлами, состоящими из 2-3 элементов. Отлично совершенствуют координацию движений и рамки-вкладыши, которые также помогут малышу лучше воспринять понятие формы предметов.

Если же Ваш ребенок пока не проявляет интереса к подобного рода занятиям, лучше не заставлять его, попробуйте предложить ему сортировать камешки или пуговицы, можно поиграть в «рисование» пальчиками по гречке или другим видам круп. Главное, следите, чтобы кроха не поддался соблазну потянуть мелкие предметы в рот. В этом же возрасте можно попробовать вместе с малышом выкладывать простейшие логические цепочки. В качестве материала для выкладывания таких последовательностей подойдут  карточки с крупными четкими изображениями, кольца пирамидки или наборы отличающихся по размеру стаканчиков.

Примерно в этом же возрасте можно предложить малышу пальчиковые краски. Будучи нетоксичным материалом, они будут безопасны для здоровья крохи, даже если случайно попадут в рот. Для начала можно попробовать «нарисовать» отпечаток ладошки, это задание малышу нетрудно выполнить, а получившийся эффектный и яркий отпечаток наверняка доставит маленькому художнику массу приятных впечатлений. Занятия с пальчиковыми красками стимулируют развитие тактильного восприятия, помогают в формировании цветовых эталонов, стимулируют развитие творческого мышления.

Развитие интеллекта у детей от 6-ти до 9-ти месяцев

Развивать интеллект у такого малыша намного интереснее, потому что даже в столь раннем возрасте уже просматривается его склонность к музыке, к рисованию, к конструированию, что является основой того или иного типа интеллекта. Когда малыш умеет самостоятельно сидеть, ему легче дотянуться до детальки конструктора или сесть именно там, где ему будет лучше видно маму, чтобы разговаривать с ней на одном лишь им ведомом языке.

В зависимости от того, к чему склоняется ваш ребенок, ваши действия должны быть направлены на развитие того или иного навыка. Так, например, если вы заметили, что ребенок просто обожает разбирать пульт от телевизора, тянется к папиному ящику с инструментами — самое время купить ему лего крупных размеров. Обязательно начните конструирование с кубиков, с пирамидок, с матрешек, показывайте ему различные комбинации, и не ругайте за то, что купленная сегодня игрушка завтра будет разобрана — возможно, в вашей семье растет будущий конструктор.

Рассказывайте малышу сказки, купите ему пальчиковые краски, слушайте с ним музыку и внимательно отмечайте про себя те занятия, которые нравятся ребенку больше всего. Сделайте его любимое занятие основным, но не забывайте и об остальных, чтобы ваш малыш был всесторонне развит. Если вы видите, что малышу нравится музыка, почаще прослушивайте с ним разные песенки, произведения, читайте сказки на ночь, чтобы ваш голос лился для него как музыка. Причем можете читать не только сказки, но и более взрослую литературу, чтобы уже с пеленок у ребенка зарождался эстетический вкус и грамотность.

Если вы видите, что ребенок не выпускает из рук карандаши и фломастеры, предоставьте ему поле деятельности — на стене повесьте большой чистый лист бумаги самого большого формата и рисуйте там вместе с ним. Купите ему пальчиковые краски, потому что он еще не сможет правильно управляться кисточкой, а вот ручками и ножками с удовольствием будет пачкать всё вокруг.

Если же вы видите, что ребенок заинтересован больше не эстетическими занятиями, а подвижными играми, всюду ползает и активно передвигается, то сделайте ему препятствия на пути, чтобы ему было и интересно, и для ума полезно: положите на пол надувной матрас, накидайте подушек и сделайте из них горы, постройте шалаш из одеял — да это же будут настоящие аттракционы для ребенка, где он научится преодолевать трудности, находить правильные решения, самую короткую дорогу к вам.

А как же воспитание?

Открою небольшой секрет — кроха до трех лет просто физически не может вас слушаться.
Конечно, бывает так, что вдруг ваши умные наставления срабатывают и ребенок до трех лет реально перестает разбрасывать игрушки после слова «Нельзя!». Но это скорее из-за боязни вашего громкого голоса или страшного лица. Или потому, что он тревожный — тревожные дети вообще более послушные.

  • Но не потому, что он реально понимает причину и следствие и сам себя контролирует. Ведь у ребенка до трех лет не созрели в мозге лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Частично они созревают после трех лет, а полностью годам к двенадцати (есть версия, что к двадцати пяти). Да что говорить о детях — многие взрослые люди не имеют самоконтроля.
  • Ребенок будет кивать, соглашаться, а потом все равно делать по-своему. Бесполезно ругать малыша, вести разъяснительные беседы. Он не специально выводит вас из себя, не манипулирует, он не может иначе вести себя.
  • Это не значит, что не надо говорить и объяснять. Это значит, что не стоит ожидать мгновенной реакции и злиться на двухлетку.

До трех лет еще рано!

  • Читать, писать, учить языки! Кора головного мозга перегружается, и эта несвоевременная нагрузка истощает другие отделы мозга, которые в этот момент находятся в стадии активного развития.
  • Последствия раннего развития: у здорового и развитого ребенка в семь лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, тики, страхи, а у подростков — пассивность и нежелание учиться.
  • Ваша задача — дать возможность двигаться и изучать окружающий мир. Вместо того чтобы «развивать» ребенка, просто будьте с ним, носите на руках и наслаждайтесь общением.

Карточки Домана

Если методика развития детей по системе Монтессори упор делает на моторику и сенсорику, то Глен Доман, выдающийся американский врач, на зрительный опыт.

С самого рождения ребенку показывают серию карточек по всем отраслям знаний:

  • растения,
  • животные,
  • города,
  • великие люди,
  • музыкальные инструменты,
  • точки (обучение математике),
  • слова на родном и иностранном языках и многое, многое другое.

Игрушки Доман отвергает, как мешающий обучению фактор. Если у Монтессори ребенок – это активный центр развития, то у Домана – пассивный объект обучения.

Эффективность методики Домана – общепризнанный факт. Данная методика раннего развития детей родилась как средство лечения малышей с травмами мозга. Стимулирование зрения через показ картинок привел к поразительному результату: парализованные дети учились читать, писать, после чего понемногу ползать и ходить.

Однако есть и недостатки у этой методики раннего развития ребенка. Самый очевидный – ее трудоемкость. По задумке Домана родитель должен полностью посвятить себя развитию ребенка, «работать» родителем – создавать бесконечные карточки и показывать их ребенку по определенной схеме. Если воплощать эту методику в жизнь в ее полном объеме, то ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется. Из этого вытекает второй недостаток методики: ребенок все время развивается, без игры, без развлечений.

Кроме того, по мнению многих специалистов, ребенок получает множество энциклопедических знаний, однако не учится открывать эти знания, осмысливать и использовать информацию. К тому же у многих детей, обучавшихся по этой методики, наблюдается задержка в эмоциональном и социальном развитии.

При этом использование отдельных элементов системы Глена Домана в сочетании с другими методиками раннего развития детей дает отличные результаты. Ведь действительно: чем младше ребенок, тем легче он впитывает знания. Можно оставить систему карточек, но изменить форму и частоту подачи, добавив исследовательскую и творческую деятельность, а также развивающие игры.

Ручки – помощники

Во втором полугодии жизни малыш продолжает совершенствовать движения своей руки

А как же иначе он научится ползать, сидеть, вставать и ходить? Обратите внимание, какую огромную роль в этих важнейших двигательных свершениях маленького человека играет рука — малыш поползет на четвереньках лишь в том случае, если будет иметь опору на раскрытую ладонь; грудничок начнет садиться сам только при помощи рук — надо же ему на что-то опираться во время первых, таких еще неуверенных попыток! И, наконец, ребенок никогда не научится вставать самостоятельно, если не будет держаться за прутья кроватки, мамину юбку или открытую дверцу шкафа

Предоставьте ему возможность для получения разнообразных тактильных ощущений и совершенствования мышц кисти. Жестяная крышка от новогоднего подарка существенно отличается от большой пластмассовой крышечки из-под детского крема, а шелковый платочек не так легко удержать в руке, как плоский кусочек поролона.

Развитие интеллекта у детей до 2-х месяцев

Не думайте, что малыш сразу после рождения ничего не понимает в этом мире — он просто воспринимает его по-иному, и первые его соприкосновения с нашим мирком — эмоциональные. Ребенок спокоен только тогда, когда он чувствует мамино тепло рядом со своим телом, когда он пьет мамино молоко и чувствует её любовь и заботу. Он начинает ощущать запахи, и его слуху предстают множество незнакомых звуков. В эти моменты ребенку необходимо обеспечить безопасность его мирка, быть всегда рядом, улыбаться малышу, согревать его своим теплом, говорить с ним. Если в этот период ребенок плачет, это не значит, что он капризничает — это первый признак того, что у ребенка рушится защитный «купол», что он не чувствует рядом мамы. Нормальное развитие интеллекта у детей начинается именно со столь раннего периода, когда ребенок уверен в своей безопасности и растет эмоционально здоровым малышом.

Делай как я

Лицо мамы — самый интересный объект для наблюдения, по крайней мере в течение первых двух месяцев жизни ребенка. Возьмите малыша на руки, дайте ему изучить вашу мимику. Известно, что дети стремятся передать то выражение лица, которое видят у родителей. Интересно понаблюдать: вы вытягиваете губы трубочкой — и малыш старается повторить это движение. Улыбайтесь малышу, стройте рожицы, хмурьте брови, показывайте язык.

Совет: маленькую детскую ручку приложите к вашему носу, подбородку или глазам и четко произнесите название части лица. Дотроньтесь своей рукой до щечек малыша, а затем до своих щек.

Что такое раннее развитие ребенка

Под понятием «раннего развития» понимается активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4- летнего возраста. Именно в этот период формируются интеллектуальные способности малыша.

Учеными доказано, что к 3 годам развитие клеток головного мозга составляет 70-80%, а к семилетнему возрасту – 90%. Стоит ли упускать возможность и не использовать потенциал малыша?

Способность мозга принимать и запоминать информацию – это основа, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, творчество, способности развиваются после 3 лет, но используется основа, которая сформировалась к этому возрасту. Если она отсутствует, бессмысленно учить, как ее применять. (4)

Мечтой родителей является раскрыть возможности ребенка, вырастить его успешным и уверенным в себе. Для этого необходимо создать развивающую среду и немного потрудиться.

Итак, раннее развитие — это:

физическая активность ребенка без ограничений. Для этого следует выделить специальное место в доме, где он сможет заниматься, развивая ловкость, силу, навыки владения своим телом, при этом ощущая себя увереннее

Физическое развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным;
окружающая среда с увлекательными предметами, которые изучает и познает ребенок;
различные игрушки, дающие многообразие зрительных, звуковых, тактильных ощущений;
регулярные беседы, совместные темы для обсуждения, чтение, рисование, лепка из пластилина, музыка, прогулки и многое другое;
инициативность мамы по отношению к ребенку, ее постоянное присутствие и внимание. Получение радости от совместного творчества, желание сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

Ой, что это?

Начиная с трех месяцев кроха может взглядом следить за предметами. Плавно передвигайте игрушки перед ребенком в разных направлениях, показывайте движущиеся предметы. Используйте для этой цели детский мобиль, а лучше поочередно устанавливайте в кроватку 2–3 разные модели. Можно сделать специальные звенящие браслеты и веселить ими малыша. Только будьте осторожны и не используйте мелкие детали, которые кроха обязательно потащит в рот!

Совет: наденьте ребенку на ручку тканевую варежку или носочек на ножку. Кроха будет рассматривать их, стараться снять или попробовать на вкус. Если носочек удалось стащить, снова наденьте его на ножку — игра продолжается!

Развитие интеллекта у детей от 2-х до 4-х месяцев

Когда малыш научился более-менее осознанно двигать ручками и ножками, и у него уже имеется хватательный рефлекс, то органом познания мира становится рот, поэтому всё, что ни попадает на глаза ребенка или в его руки немедленно будет отправлено в ротик, чтобы попробовать на вкус, получить новые ощущения. Чем больше маленький человечек почувствует в своей жизни, чем больше в нём любознательности, тем лучше разовьется его интеллект. В это время вокруг ребенка должны быть те предметы, которые он может безопасно попробовать, и даже если он захочет потянуть в ротик уголок одеяла, собственный палец, резиновую игрушку или погремушку, то вы должны изначально обеспечить безопасность этих предметов, то есть купить такие, которые не предоставляют угрозы для жизни малыша: достаточно большие предметы (чтобы ребенок не смог их проглотить), изготовленные из нетоксичных материалов.

Ребенок всесторонне развивается, учится слушать, нюхать, все разглядывает, трогает и щупает, поэтому не запрещайте ему дотрагиваться до тех или иных вещей, знакомиться с тактильными ощущениями, слушайте вместе музыку, которая его будет успокаивать или наоборот веселить.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации