Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

Развитие ребенка в 1,5 года

Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет

Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.Начинает чувствовать красоту.Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).Не всегда может оценить доброту или понять наказание.Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Речевое развитие ребенка 1 года

Понимание речи:Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.Выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой».Подчиняется словам «нельзя», «можно».Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:

  • когда кто-то уходит,
  • когда уходит сам.

Разводит ручками на слово «нет».

По просьбе взрослого:

  • играет в «ладушки»,
  • показывает, как что-то летает (машет руками),
  • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
  • прячется, играя в «ку-ку»,
  • «вытирает» нос платком,
  • «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов):Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).Подражая, «говорит» по телефону.Подражает интонациям песенки.Подражает понятным словам других детей.Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается)

Отвлекается.Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.Интересуется действиями других детей.Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам

Огорчается неумением (отказывается от действия).Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Развитие ребенка 1 год 6 месяцев. Как играть с малышом.

В возрасте ребенка 1 год и 6 месяцев мы, родители больше всего ожидаем от его развития все большего понимания наших слов, развития его собственной устной речи.

В полтора года проверять и развивать навык понимания речи можно следующим образом: Вам нужно поставить в рядок 4 знакомых малышу предмета, но три из них должны быть похожи, например: красное яблоко, красный мячик, желтый мячик, машинка (именно в такой последовательности). Попросите малыша найти и взять сначала один мяч, потом другой, затем яблоко, машинку. Далее меняем предметы местами и повторяем упражнение. Таким образом мы выявляем умение ребенка обобщать предметы (мячики, даже если разных цветов), и отличать схожие по цвету, но разные по форме.

Что касается активной устной речи ребенка, её развитие можно выявить, наблюдая за малышом и играя с ним. К примеру, когда ребеночек сильно заинтересован машинкой, он произносит би-би, если куклой -ля-ля. Игра состоит в следующем: Складываем известные игрушки в коробочку, затем вынимаем по очереди и спрашиваем у карапуза Кто/что это?, полуторогодовалый ребенок может узнавать и называть вещи упрощенными словами: зая, мишка и пр. Конечно не стоит ждать, что ребеночек назовет вам без ошибки много слов, и возможно, речь такого малыша будет вам еле понятна, но это уже первые осмысленные и настоящие слова, которые вы так долго ждали!

В сенсорном развитие ребенок в 1 год и 6 месяцев также заметно преуспевает. Покажите ребенку 3 коробочки: в первой шарики, во второй кубики, в третьей разобранная пирамидка. Начинаем игру: берем из коробки кубики и начинаем строить дом, пытаемся вовлечь в этот процесс и малыша, он должен понимать, что для строительства нужны только материалы из коробки с кубиками. Потом начинаем катать мячики(можно и на полу, но если есть горка, то еще лучше), опять же, наш смышленый малыш не будет брать для этой игры ни кубики, ни кольца от пирамидки. Таким образом малыш может понимать и функции некоторых предметов. К примеру, девочки обычно играют с куколками, поэтому если поставить перед малышкой куклу и рядом положить расческу, и сказать: ля-ля растрепана, то девочка возьмет расческу и причешет лялю. Для мальчиков подойдет следующая игра: материалы -игрушка (мишка, пупсик) и носовой платок, говорим: мишка запачкал носик. Ребенок станет вытирать платком мишкин носик. Придумывайте сами разные ситуации, и обыгрывайте их с ребенком.

В 1 год и 6 месяцев малыши уверенно ходят, могут перешагивать препятствия, любят висеть на турнике (или даже на кроватке, держась за верхнюю перекладину), катать коляску, машинку на веревочке, лазить под кроватями, залезать и слезать с дивана/кресла, при виде носочков/штанов подставляет ножки, помогает одевать кофточки, сам может кушать ложечкой жидкую пищу.

Одним словом, развитие вашего ребенка в 1 год и 6 месяцев будет радовать вас новыми достижениями!

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается)

Отвлекается.Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.Интересуется действиями других детей.Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам

Огорчается неумением (отказывается от действия).Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:Показывает части тела по просьбе взрослого.Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.Подбирает предмет такой же формы, как на образце.Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Занятия

  1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
  2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
  3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
  4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также . Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
  5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
  6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
  7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
  8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
  9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
  10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
  11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
  12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
  13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
  14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
  15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

Особенности психологического развития

Развитие психологических особенностей крохи в 1 год и пять месяцев идет семимильными шагами.

Особенная черта этого возраста – это сделать все самостоятельно.

Теперь кроха не будет звать маму или папу на помощь, как только столкнётся с трудностями. Его психологическое развитие заставляет самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Если же решить самому не удается, только тогда он может взрослого попросить о помощи.

В этот период родители не должны препятствовать и помогать малышу найти решение проблемы без его на то просьбы. Дайте ребенку возможность самому перешагнуть через трудности. Любое вмешательство в этом возрасте может привести к тому, что кроха перестанет делать сам и будет просить о помощи взрослого, что совершенно неправильно.

Дети в этом возрасте не так часто плачут, кричат. Они учатся по-другому говорить о своих эмоциях, используя для этого мимику, жесты.

В этом возрасте ребенок уже может произносить некоторые простые слова. Объясняются и показывают свои желания дети с помощью мимики и жестов.

В 1 год и 5 месяцев малыш уже хорошо знает, где его одежда, он умеет умываться, пытается самостоятельно одеться. Кроха может выполнять минимальные просьбы окружающих его людей (принести знакомые ему предметы, похлопать в ладоши, потопать и т. д.).

Особое внимание малышей этого возраста привлекают яркие предметы. Характерными особенностями психологических навыков у крох в этом периоде будут такие:. Интерес к книгам с яркими рисунками

Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают

Интерес к книгам с яркими рисунками. Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают.

  • В 1 год и 5 месяцев для малыша должны быть понятны тон и эмоции взрослых близких ему людей.
  • Дети более эмоционально спокойны. Они не так часто плачут и капризничают.
  • Со сверстниками они не умеют полноценно общаться, делиться, что часто приводит к дракам. Поэтому лучшими собеседниками в этом возрасте для малыша будут дети постарше, которые не будут составлять конкуренцию за игрушку, или взрослые.
  • Для малышей в этом возрасте наиболее интересными остаются игрушки, которые можно катать (коляски, машинки на веревочке), всевозможные пирамидки, за собиранием которых они могут просидеть достаточно много времени.

Родителям малыша в таком возрасте нужно набраться терпения, так как ребенок может подолгу повторять понравившийся ему новый навык. Крохи могут часами просить взрослого повторить действия, и отказывать ему в этом не стоит. Так как именно в этот период постоянный повтор – это один из способов обучиться и усвоить новое.

Вот основные характерные особенности развития ребенка в 1 год и 5 месяцев. Не забывайте, что каждый ребенок – это индивидуальность. Его развитие может немного отличаться от установленных канонов.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации