Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Когда нужно бить тревогу и что делать, если ребенок в 2,5 года не говорит?

Здоровье и комфорт мамы

Планируя маленькую разницу между детьми, маме нужно трезво оценить состояние своего здоровья и удовлетворённости образом жизни «мамочки». Ведь два малыша подряд — это от 4 до 6 лет, когда вы не вправе полностью распоряжаться своим организмом, так как им пользуется ещё и ребёнок. Вынужденная беременно-грудничковая диета (если есть риск аллергии у малыша); стоматология с минимумом лекарств (готовы ли ваши зубы к тому, что никакого серьёзного лечения — коронки, мосты и т.п. — вы провести не сможете); ношение одежды для беременных и кормящих.

Обычно, когда первому ребёнку исполняется полтора года, у женщины наконец-то появляется время на себя, так как режим налажен, мама нашла свой стиль воспитания и ухода за ребёнком, многие дети в этом возрасте начинают говорить и проситься на горшок. А тут новая беременность! И как следствие токсикоз и повышение утомляемости. И вот вы уже всё своё свободное время спите, а вовсе не занимаетесь любимыми хобби. А в первые полтора года после рождения второго малыша времени на себя уж точно не предвидится: многим любую свободную минутку приходится тратить на то, чтобы поспать или хотя бы прилечь. (Ведь ночного сна, чтобы действительно отдохнуть, обычно не хватает. А постоянный недосып превращает ласковую и заботливую мамочку в измученное существо, неспособное философски (или с юмором) смотреть на многочисленные детские проказы и капризы, количество которых с рождением второго малыша удваивается.)

Некоторые выбирают маленькую разницу, чтобы «сразу всех детей родить, отсидеть с ними, а дальше уже на всякие декреты от работы не отвлекаться»

Но тут важно понимать, что до трёхлетия младшего ребёнка на приличную работу устроиться будет почти нереально (а затем подоспеет и начало школьного обучения у старшего!). С точки зрения работодателя мама с двумя маленькими детьми — это в разы хуже даже матери с одним маленьким ребёнком, а с молодыми перспективными юношами вообще ни в какое сравнение не идёт

Самореализовываться дома в отсутствие постоянных помощников тоже обычно не получается — можно просто надорваться.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу

Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Сон

То ли потому, что второй раз я рожала по контракту, то ли нам так повезло, но мой второй ребенок, как по книжкам, первые несколько недель очень много спал, просыпаясь каждые три-четыре часа на кормление. Правда, во время своего недолгого бодрствования он скрипел-кряхтел, так что у нас в семье даже возникла шутка: «Мужчины не плачут, они скрипят!». Кстати, другие мамы мальчиков тоже мне сообщали о подобном. Так что в период долгих снов младшего я занималась домашними делами, играла и занималась со старшей дочерью, чтобы она, не дай Бог, не стала ревновать. Потом сын стал меньше спать и больше скрипеть, и тогда я стала носить его в слинге, и он успокаивался.

В книжках про беременность пишут, что внутриутробный ребенок привыкает к режиму своей мамы, пока она его вынашивает. По моему опыту, это правда. Мой сын просыпался в восемь утра, видно, вспоминая те счастливые времена, когда я с утра пораньше ходила в женскую консультацию сдавать анализы. Зато и на дневной сон старшей дочери он тоже засыпал, как и я на поздних сроках. Поэтому днем я с детьми спала одновременно, что давало мне возможность поддерживать здравый взгляд на мир. (Честно говоря, это мне удавалось не всегда. Как я поняла, каждый новый ребенок помогает своей маме «размамиться» — стать заботливее, мягче, женственнее, добрее, отзывчивее, чувствительнее. Но ведь какие-то негативные эмоции при этом погружении в истинную себя тоже разблокируются и временами бьют ключом, что в литературе называется «послеродовым блюзом»..

Ночью малыш просыпался несколько раз и мешал высыпаться старшему ребенку и нашему работающему папе. Поэтому мы приняли такое решение: я и сын спали в одной комнате, а муж и дочь — в другой. И месяца, может быть, два, мы придерживались такого распорядка. У психолога Екатерины Бурмистровой я встречала рекомендацию: за некоторое время перед рождением второго ребенка отложить первого в отдельную комнату. Но мы сделали по-другому — оставили старшую в привычной комнате, но убрали оттуда маму. Правда, Бурмистрова утверждает (и, скорее всего, справедливо), что раздельный сон родителей — враг семьи, но сразу после родов он, возможно, и не так нужен. К тому же, не всегда получается во всем следовать указаниям психологов.

Сын взрослел, и потом у него сформировалось три дневных сна. Это очень удобный период, потому что средний сон совмещается с дневным сном старшего ребенка и появляется свободное время для мамы. Когда остались только два дневных сна, я стала укладывать старшую дочь чуть позже, потому что к первому сну брата она еще не успевала уснуть. Таким образом, их сны опять совмещались.

Сейчас сыну полтора, у него остался только один дневной сон, и, к сожалению, он устает гораздо раньше, чем дочь. Поэтому получается два варианта. Либо по возможности уложить его, как только он начинает капризничать, а четырехлетняя девочка уже вполне способна тихо играть, чтобы он не проснулся (зато потом есть риск, что шумный младший будет мешать старшей). Либо постараться, чтобы сын все-таки потерпел и лег позже, и тогда дети опять-таки заснут одновременно.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».Играя, свои действия сопровождает словами.Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».Предвидит результат (мыслительные возможности)

Использует средства для достижения цели.Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах

Психическое развитие

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или ). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Учебные умения и объем лексикона

Развитие ребенка в 2,5 года происходит стремительно и бурно. У них получается играть в привычные игрушки: они могут правильно собрать по размерам деталей пирамиду, состоящую из нескольких колец разного цвета, построить башенку из кубиков, составить матрешки по росту одну в другую.

Они уже прекрасно удерживают в руке карандаши и кисточку, могут нарисовать самые простые рисунки – лесенку или крестик. Малыши знакомы с основными цветами: красным, желтым, зеленым, синим, запомнили несколько несложных геометрических фигур. Они с восторгом собирают пазлы, включающие несколько элементов, а также занимаются лепкой из пластилина и теста, аппликацией, раскрашиванием картинок. Ребятам доступно отгадывание простеньких загадок, к примеру, с описанием животных.

Детский словарный запас увеличивается до 1000 слов и даже иногда больше. Произношение становится более четким, хотя в некоторых словах встречаются погрешности и промахи, к примеру, перестановка букв или слогов, иногда отсутствуют шипящие звуки, отдельные слова существуют в укороченном варианте. Малыши часто совершают грамматические ошибки при употреблении родов, падежей, чисел, но понять их можно. Нежелательно восхищаться этими просчетами, даже если они очень потешные, чтобы малыш не зафиксировал неточный выговор слова.

Тем более что он не замолкает ни на мгновение, проговаривая все, что видит и делает сам. Не рекомендуется заставлять его помолчать, ведь именно таким образом он отрабатывает свои речевые навыки. Самым интересным в этом возрасте является явление словотворчества, когда малыши сами придумывают собственные оригинальные словечки, созданные по законам родного языка, но в настоящий момент в языке не функционирующие.

Речь ребятишек становится ярче и выразительнее за счет появления в ней всех частей речи: местоимений, прилагательных, наречий. Говорят они, употребляя простые предложения из двух-трех слов. Вдобавок малыш научился пользоваться силой голоса и контролировать ее. Вопросы его перешли на другой уровень: вместо ранее интересовавших его «куда» и «где», чаще звучит вопрос «почему». Ребенок с удовольствием слушает простенькие сказки, кое-какие выражения из них повторяет.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.

  • Ребенок 1 год 6 месяцев

    Кол. голосов:  2

    Ребенок 1 год 6 месяцев

  • развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

    Кол. голосов:  

    развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

  • Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

    Кол. голосов:  2

    Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Share

Voting

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Ранний токсикоз беременных

Моя подруга, которая уже скоро родит дочурку в дополнение к двухлетнему сынку, помню, интересовалась, как же мне удавалось во время раннего токсикоза беременных без специально привлеченных помощников осуществлять уход за моей дочерью, которой тогда было, соответственно, год и десять месяцев.

Действительно, я поняла, что забеременела, как раз потому, что почувствовала, что у меня стало куда меньше сил. То есть моя небольшая энергия стала быстрее съедаться хозяйственными делами. Я нашла простое решение этой проблемы — не судорожно торопиться с целью «все успеть», а просто признать, что теперь моя главная задача — выносить беременность, а остальное на втором месте. Зато когда в итоге домашние дела стали занимать меньше моего внимания, я начала интенсивнее заниматься со своей дочкой, которая раньше все то время, пока меня поглощали бытовые хлопоты, играла одна.

Но у меня был не такой уж прям безумный токсикоз, во время которого возможно только лежать и страдать, и который, кстати, совершенно нет необходимости терпеть, потому что он лечится.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:

  • Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
  • Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
  • Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
  • Сидя на полу, стучать пятками;
  • Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
  • Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
  • Пытаться удержать равновесие на перекладине;
  • Перешагивать через порог;
  • Взбираться по шведской стенке наверх;
  • Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
  • Листать страницы книжки;
  • Расчёсывать себя и кукол;
  • Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
  • Танцевать под музыку, попадая в такт;
  • Рисовать линии;
  • Лепить простые фигурки.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Ребенок маленький и все забудет… или нет?

Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально… ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез…

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет

Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.Начинает чувствовать красоту.Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).Не всегда может оценить доброту или понять наказание.Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации