Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Как говорить с младенцем

Подкидыши Античности

В Римской республике выбор будущности младенца также делал отец. Позднее, в более свободный во многих отношениях период Империи женщина могла сама решать, нужен ли ей ребенок: в ход шли и аборты, и «преждевременные» роды, и роды «со смертельным исходом», и подмена ребенка нужного пола, и т. п.

В комедии Тита Макция Плавта (конец II в. до н. э.) «Амфитрион» Юпитер в образе Амфитриона, покидая беременную, уже на сносях, супругу Алкмену, напутствует: «Дитя ты воспитай законное». Вероятно, в отсутствие супруга на момент разрешения от бремени жена должна получить заранее формальное признание им новорожденного.

Подкидывание, или «оставление детей» (expositio infantum)— законное право отца, закрепленное Законами XII таблиц (середины V века до н. э.). Об этом упоминают Цице­рон в сочинениях «О зако­нах» и «Дионисий Галикарнасский», приводя условие, данное Ромулом: «…редварительно покажут его пяти ближайшим соседям, и все они одобрят».

ПРОШЛОЕ В ПРОШЛОМ

Ваня Озаруков на сцене уже 11 лет. Соревнований и побед за его плечами не счесть, но главную награду он получил в прошлом году, когда выиграл Всероссийский вокальный конкурс «Созвездие» среди воспитанников детских домов. А в 2017-м Иван дал в Химках большой сольный концерт.

– Было больше 350 человек, – говорит Иван. – Концерт длился полтора часа на свежем воздухе, плюс еще полтора я пел на бис. Это был 25-й концерт в моей жизни.

Ваня родился в Химках. О своем непростом детстве он рассказывает спокойно.

– Мои родители пили, в декабре 2008 года меня забрали от них в центр им. Преподобного Сергия, – говорит он.

О своей жизни парень даже рассказывал в ток-шоу «Мужское и женское». Он говорит, что всегда любил телевидение. Так, недавно Озаруков попробовался в качестве ведущего новостей на телеканале «360°».

– В детстве я брал коробку, вырезал дырочку и надевал на себя, как будто я в телевизоре, – вспоминает Иван. – Даже создал свой телеканал в сообществах ВКонтакте.

УДИВИЛАСЬ, ЧТО ВЫЖИЛА

Чтобы девушка не мучилась, доктора ввели ее в состояние медикаментозного сна.

– Седация помогает отдохнуть от болей, – говорит пульмонолог Оксана Поршина. – Коронавирус давал то улучшение состояния, когда девушка была в сознании, то резкий скачок температуры и дыхательную недостаточность. И снова улучшение, которое сменяется высокой лихорадкой. Мы экстренно меняли терапию антибиотиками, спрашивая совета у опытных коллег из других городов по видеосвязи.

Наконец, благодаря дружной и профессиональной работе врачей Сергиево-Посадского роддома и стационара районной больницы, удалось сохранить жизнь матери двоих детей. Своего маленького сына женщина смогла обнять только после многодневного лечения. Сложная пациентка плакала от радости, признаваясь медикам: «Спасибо огромное вашим докторам, они просто чудесные! Мне было так плохо, я и не надеялась выжить».

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» — перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

Еще по теме «Развиваем речь детей от одного года»:

Речь в года

Речь в года. Логопедия. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Вовремя ли заговорил мой ребёнок?

Это вопрос, который волнует всех родителей. Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором будет говорить. В определённый период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. У младенцев и детей раннего возраста речь ещё не является ведущим средством общения, однако она стремительно развивается. На протяжении первого года жизни последовательно сменяется несколько стадий в звуковом развитии младенца…

Как помочь ребенку заговорить. Советы логопеда

Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом… А может, вашему малышу не хватает общения

Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все…

По сенсорной алаллии подскажите, пожалуйста!

Выросла несколько интравертированная девица с развитым чувством собственного достоинства и высоким уровнем интеллекта (ешё Расскажите, паожалуйста, как у вас было с пониманием речи в таком возрасте (полтора-два года )? У нас с пониманием очень туго всё идёт пока что.

Препараты для стимуляции речи и работы мозга

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Конференция «Другие дети «. Раздел: Лекарственные препараты (лекарства для стимуляции речи у детей ).

Сосание и речь

Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Главная > Конференции > Ребенок от 1 до 3.

центры развития речи

центры развития речи. Врачи, поликлиники. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Не говорит?

Если ребенок не заговорил к 5 годам на определенном уровне, то нормальная речь может и не появиться. 20.01.2003 13:28:11, Muha. Сейчас Никитке 4 года, говорит он лучше многих своих сверстников. У него образная, развитая речь, богатый словарный запас, но некоторые звуки он…

Моторика и речь.

Моторика и речь .. Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

как «научить ребенка говорить»

Нашему Никите 1 и 9 почти. Любит книжки смотреть, сказки слушает с интересом, зверюшкам подражает (не оч. похоже, но эмоционально). Моторика рук вполне развита на мой взгляд. Если поем песенки, он может спеть ля-ля-ля или та-та-та. Папа говорит, мама реже. И то, если что-то хочет, а если попросишь сказать, то редко. Если просит что-нибудь, а я в ответ прошу сказать «мама, дай!», то он злится просто (или нельзя так?).

Нормы развития речи для 2.5 лет?

Нам 2.5 года. Вчера были на приеме у невропатолога. Нам поставили диагноз задержка речевого развития и прописали курс лекарства пикамилон, улучшающее кровоснабжение головного мозга. При этом моя дочь повторяет любые слова, но многие из них сокращает до двух слогов, особенно, когда встречаются трудные для нее буквы, напрмер «р», «л» (оказывается это неправильно; ребенок может картавить, но должен в этом возрасте выговаривать полностью все слова).

НАЧАЛОСЬ С РОДДОМА

Светлана Глухова и дети, укутавшись в сто одежек, прижимаются друг к другу за обеденным столом. Так сейчас проходит каждый их прием пищи. Внутри дома холодно, но дверь открыта настежь.

– Свет-то тоже отключили, – объясняет Светлана. – Темноту разгоняем.

Детей у Глуховой восемь. Рождались буквально один за другим: в 1992 году – Леша, в 1996-м – Саша, еще через два года – Сережа, потом Наташа, Дима, Андрей, Ваня и младшая Катюша.

– Я не могла представить, что пойду на аборт, – признается Глухова. – Работала в Сергиево-Посадском роддоме акушеркой. Насмотрелась там на «абортивный материал». Да и муж из многодетной семьи.

Кстати, познакомилась Светлана с будущим мужем Павлом на работе. В роддоме он трудился водителем.

Вторая стадия – гуление

Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.

Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”

Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!

Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

“Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.

«РОДИЛА, ВСТАЛА И ПОШЛА»

— За последние 14 лет я родила 13 детей, — говорит Наталья Тараненко. — И рожу еще, если Бог даст. Мы радуемся каждому ребенку, они у нас все любимые и желанные. Мы верующие люди, и считаем, что если Бог дает детей, то дарит силы и здоровье, чтобы их вырастить.

13-й ребенок в семье родился крепким и здоровым. Наталья признается, что не боится этого числа с плохой репутацией, так как они с супругом не суеверные люди. Мама и папа дали мальчику библейское имя: Серафимами называли ангелов, которые состояли в небесном войске.

— Я всегда рожала достаточно легко и без осложнений, — признается многодетная мама. — Врачи даже удивлялись: родила, встала и пошла. Думаю, это потому, что мы с мужем и детьми ведем здоровый образ жизни, закаляемся, стараемся не употреблять синтетических лекарств, лечимся народными средствами и используем народные рецепты, проверенные веками.

В России родился говорящий младенец

№ 10(94)

В роддоме №1 города Норильска новорождённый мальчик произносит осмысленные слова.

Родители новорождённого Степана — жители Норильска Родион и Лиза Бажеевы — потрясены необычайными способностями своего ребёнка.

Сразу после появления на свет младенец, открыв глазёнки, неожиданно отчётливо произнёс: «Папа!».

— Я была поражена! То, что едва родившийся малыш заговорил, я слышала собственными ушами! — рассказала «Жизни» психолог-акушер муниципального больничного учреждения здравоохранения «Родильный дом» Норильска, принимавшая роды, Марина Панова. — Такого в Норильске, а я работаю в городе много лет (с 1986 года), никогда не было. Но это абсолютно реально!

Этот чрезвычайный случай с заговорившим, сразу же после появления на свет, мальчиком поставил в тупик врачей.

 — Такие сложные слоги новорождённые не могут произнести, дети до месяца ещё даже не гулят! — поражается Марина Панова. — Тем не менее, это случилось. Я никогда об этом не забуду!

Через несколько минут после первого Степа произнёс новое слово: «Мама!». А на следующий день его 17-летняя мама Лиза, ласково объяснявшая сыночку, что скоро придёт папа, неожиданно услышала ответ: «Кто? Папа?».

ФЕНОМЕН

Родители Стёпушки к беременности отнеслись со всей ответственностью: читали специальную литературу, слушали музыку, посещали курсы практики духовных родов.

– Папа Стёпы духовно очень развитый человек, спортсмен, тренер, — объясняет Марина Панова. — Думаю, что неслучайно именно у этой красивой и очень любящей друг друга пары родился такой развитый мальчик.

По мнению акушеров, дети сейчас рождаются другие, более развитые, чем лет десять назад.

 — Плод способен обучаться, ещё находясь в утробе мамы, воспринимать мир через неё, через её ощущения, — говорит Марина Панова. — Если она занимается с ним, развлекает его так, как будто он уже родился, то ребёнок чаще всего рождается одарённым. Учёные говорят, что на Земле сейчас меняется всё живое. Человек, как часть природы, тоже вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни. Именно поэтому в мире всё чаще появляются необычные дети.

– Сыну нет и месяца, а он всё делает раньше других, — рассказывает медикам 25-летний папа Родион Бажеев. — Недавно медсестра из поликлиники пришла и поразилась. Стёпа сам переворачивается на живот, хотя обычно дети это в таком возрасте ещё не делают. Самое главное — ждать ребёнка и любить его с первого мгновения. Когда Лиза была беременна, мы читали Стёпе сказки, детские стишки. Я играл на гитаре и пел песни. И малыш в животе у мамы, словно прислушиваясь, успокаивался. И сейчас сын как будто узнает те песенки и сказки, которые мы читали ему во время беременности. Слушает внимательно!

Самой тревожной проблемой профессор Луговенко считает невозможность развивать способности необычных детей.

— Взрослые не понимают, что делать с такими детьми, а дети не находят у взрослых участия и какой-то ориентации, — досадует профессор Луговенко. — Нужны новые школы — учиться в обычных школах таким детям очень трудно. Нужны новые учителя и новые методики преподавания, которые позволят развивать грамотную и гармоничную личность.

Хочется добавить, что в древности у наших предков рождение говорящих детей было нормой, но с приходом христианства нам начали навязывать, что если ребёнок заговорил — значит в нём бес, и его либо отдавали инквизиции, либо, как у нас в России, — поили молоком с собачей кровью, и после этого ребёнок говорить переставал.

Поделиться в соц. сетях

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Спартанских младенцев бросали с обрыва: правда или миф?

Из греческой истории вспоминается лаконская традиция избавляться от уродливых и больных младенцев, о которой поведал Плутарх (Ликург. 16):

Поскольку из античных авторов больше никто об этом не упоминает, считается, что Плутарх переосмыслил содержание «Государства» Платона:

Апофеты пока так и не найдены, зато, возможно, подтвердилось существование другого зловещего ущелья Тайгета — Кеады, которое упоминается у нескольких античных авторов как место казни предателей, преступников и врагов:

Расположение Кеады было определено еще в 1879 году. В 1983 году пещера под современным названием Трипи исследовалась мультидисциплинарной группой ученых, которая обнаружила большое количество скелетных остатков на ее дне и в естественных трещинах и полостях стен. Радиоуглеродное датирование двух образцов отнесло их к VIII–V вв. до н. э.

В 2007 году были опубликованы предварительные результаты нового исследования. К сожалению, пресса спутала Кеаду с Апофетами, и интернет запестрел «документально подтвержденным опровержением спартанской традиции».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации