Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Потешки для малышей до года, читаем вместе!

Зачем читать малышу стишки?

Не все родители знают, зачем читать стихи крохам, которые еще не умеют разговаривать и понимают далеко не все из услышанного. Однако, психологи, логопеды и прочие специалисты работающие с детьми, в один голос утверждают, что такое занятие очень полезно для малышей, в том числе до года.

Приведем лишь несколько причин:

в стихах есть рифма, слушая которую, ребенок запоминает, как одни слова сочетаются с другими;
потешки обычно читаются ласковым и спокойным голосом — кроха начинает улыбаться и радоваться, поэтому это важно для психологического настроя в паре “мама и малыш”;
слушая выразительные стихи, ребенок учится понимать речь, он “ловит” различные голосовые интонации, то есть, развивает слух. В будущем это обязательно окажет положительное влияние на формирование речи малыша;
потешки могут сопровождать ежедневные процедуры по уходу за крохой, например, зарядку, массаж, приготовление ко сну или прочее

А это значит, что с помощью простых и незамысловатых стихов маме легче придерживаться режима и интереснее играть и совершать необходимые ритуалы.

Многие потешки пришли к нам из далеких времен — в них заключена мудрость народа и любовь мам к своим детям. Такие произведения принесут младенцу только пользу.

Короткие варианты приговорок для детей

Можно заучить и короткие детские приговорки, которые подойдут самым маленьким слушателям. Несмотря на их небольшой размер, они очень нравятся и малышам, и взрослым.

После вкусного обеда

Спит котенок-непоседа.

Спит — головку на бочок.

Он заснул, и мы молчок…

Я не мишка косолапый,

Хоть кулак сосу как лапу.

Я ещё беззубый крошка,

Все зовут меня Тимошкой.

А кулак я вам не дам.

Ой, как вкусно! Ням-ням-ням!

Если встать в сапожках в лужу,

Топнуть ножкой по воде:

Душ тогда совсем не нужен –

Будут капельки везде!

До чего же у (имя ребенка)

Непослушные сапожки:

От весны до самой стужи

Постоянно лезут в лужи!

Жук летел, расправив крылья,

И жужжал, как эскадрилья.

Я бежал, расправив руки,

Повторяя эти звуки.

И за то, как я жужжал,

Жук меня зауважал!

Я смелее, чем мышонок

И храбрее котика.

Я уже не малышонок,

Мне уже три годика.

Кто зовёт меня? –

– АГУ!

Я уже к тебе бегу!

Ручки, ножки щекочу

И с тобою хохочу!

В штанины ножки: раз и два,

Да обе ручки — в рукава,

А напоследок — в капюшончик:

Голова!

Буль-буль-буль кипит бульон,

Ох и вкусным будет он!

Приглашаю всех обедать

И буль-буль-бульон отведать!

Отчего щенок подрос,

Обгоняет (имя ребенка)?

Оттого, что он без слёз

Ест и суп, и кашу.

Если ты не хочешь супа –

Поступаешь очень глупо

И не станешь нипочём

Настоящим силачом.

Мы гуляем, мы гуляем!

Погуляем – поглядим,

Аппетит как нагуляем

Мяско вкусное съедим.

Ах, котлеточки-котлетки!

Ах, как пахнут! Хороши!

Их пожарим мы, пожарим,

Наедимся от души!

Куры-куры: «Ко-ко-ко!

Мы снесли яички;

Ку-ку-кушайте, ко-ко,

Детки-невелички!»

Тыква-тыква подросла,

Тыкву мама принесла;

Папа-папа – воду грей!

Варим тыкву поскорей.

Потешки и стишки для грудничков: важность заучивания наизусть

Потешки для малышей в 2-3 года ценны ещё и тем, что их можно запоминать наизусть. 

Ведь в этом возрасте заучивание простых и ярких по своей наполненности стишков пойдёт крохе на пользу, а именно:

  • существенно разовьётся память;
  • пополнится словарный запас;
  • воображение станет более красочным и многогранным;
  • отточатся творческие навыки, если родитель покажет, что нужно рассказывать потешки с выражением и эмоциями.

Выбирайте небольшие по объему произведения, интересные для ребенка, чтоб он воспринимал освоение нового навыка как развлечение. 

Актуальными будут и следующие советы:

  1. Позволяйте ребенку додумывать рифму. Так он будет более вовлечен в процесс и сможет задействовать свой интеллект и имеющийся словарный запас.
  2. Импровизируйте! Изображайте героев произведений, их состояния.
  3. Не превращайте это занятие в каторгу! Пусть ребенок усваивает материал дозированно, по несколько строчек в день.

Для заучивания подойдут красочные сборники потешек, которыми пестрят прилавки книжных магазинов. Они разделены по тематикам (погода, животные), проиллюстрированы, имеют толстые и прочные страницы, которые малыш не сможет смять или вырвать.

Несомненно, потешки являются незатейливой, весёлой, но серьёзной вехой развития малыша. Будьте артистичны и открыты, читая или рассказывая наизусть потешки, ведь только через искренность можно получить бесценную вещь – доверие и расположение ребёнка. 

Знакомим грудничка с миром через потешки

Когда книжки пока ещё сложны для восприятия малютки, родители начинают читать потешки для грудничков, чья важность в воспитании ребенка существенна. 

Потешки способны помочь: 

  • развить мелкую моторику;
  • приучиться к порядку, к режиму дня, к гигиене;
  • обогатить мировоззрение и развить фантазию;
  • укрепить эмоциональную и психологическую связь;
  • отвлечь и развлечь кроху, если тот находится в некомфортной и пугающей обстановке;
  • начать знакомство с народным культурным наследием родной страны;
  • ускорить процессы, развивающие речь ребенка.

Потешки можно и нужно использовать повсеместно, облекать в их мелодичность и добрую шутливость подчас даже самую неприятную рутину для малыша. Так он будет с комфортом и увлечённостью, в ненавязчивом игровом формате проделывать досадные бытовые действия. Малыши, как правило, неохотно умываются, едят и одеваются. 

Народный фольклор донёс до нас потешки для детей про воду, призванные настроить кроху на важную гигиеническую процедуру. 

К примеру:

Утка-гагара, Утят потеряла, Утята нашлись. Тут же окунись! 

Ладушки, ладушки,Моем с мылом лапушки.Чистые ладошки,Вот вам суп и ложки.

Водичка водичка умой мое личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Кусался зубок.

Водичкою-водоюРучки мою-мою.Мыльце быстро я возьмуДа ладошки им потру.

Если ребенок неохотно кушает, капризничает или сорит за столом, то исправить ситуацию помогут, опять же, потешки для малышей во время еды. Благодаря им чадо будет воспринимать нелюбимую процедуру с радостью! 

Ниже – несколько примеров таких стишков-помощников: 

На весеннем на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери,Поклевали, улетели.

Час обеда подошел, Ты садись скорей за стол. Возьми ложечку и хлеб: Принимайся за обед.С удовольствием едим, Быть здоровыми хотим!

Вот и ужин подошел, Сели деточки за стол. Чтобы избежать беды, Вспомним правила еды: Наши ножки не стучат, Наши ротики молчат.

Потешки тематически разнообразны. Далее приведены примеры ритмичных народных стишков для детей про одежду. 

Они способны помочь родителю с лёгкостью нарядить ребенка или мягко заинтересовать сделать это самостоятельно:

На мою малышкуНаденем мы штанишки. Повтори за мной слова: ножка – раз, и ножка – два! А сейчас идем гулять. Станем с детками играть.

Тушки-тутушки,Где твои ушки?Ушки в шапке,Не достанут лапки.

Как видно, многие потешки часто отражают и режимные моменты, без которых малышей невозможно приучить к порядку, к дисциплине. Воспитателю актуально использовать потешки для улучшения процесса работы, ведь так сложно принудить детей делать что-то против их воли и интересов. 

Подборка лучших потешек для новорожденных

Ваш счастливый малыш, который совсем недавно пришёл в этот мир, смотрит на всё удивленными глазами, пытаясь понять и осознать действительность.

Как начать разговор, чтобы он понял и улыбнулся в ответ?

Для этого с давних времён придуманы добросердечные стишки — потешки, которые помогают родителям общаться с малышом в понятной форме.

Некоторые считают, что читать потешки новорожденным нет необходимости, ведь они еще так малы, чтобы понять смысл слов.

Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении веков и пользуются популярностью до сегодняшнего дня.

В этом возрасте малыш особенно нуждается в ласковом голосе мамы, он успокаивается, внимательно вслушиваясь в слова.

А со временем детки так привыкают к ежедневным стишками, начиная радостно реагировать и улыбаться на знакомые выражения, развивая свою речь и память.

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки!

Где игрушечки, погремушечки?

Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

— Мы проснулись, мы проснулись.

(Разведите ручки в стороны, затем скрестите их на груди).

— Сладко, сладко потянулись.

(Потяните ручки вверх)

— Маме с папой улыбнулись.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

* * *

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

— Сорока, ворона,

Куда летала?

— Гостей скликала,

Каши им давала.

Кашка масляная,

Ложка крашеная,

Ложка гнется,

Нос трясется,

Душа радуется.

* * *

Кастрюля-хитруля

Нам кашку сварила

Платочком накрыла.

И ждет, пождет,

Кто первым придет?

* * *

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «Кашкою»,

Другой: «Простоквашкою»,

Третий скажет: «Молочком,

И румяным пирожком».

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

* * *

У нас Ванечка один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

— Ладушки, ладушки.

— Где были?

— У бабушки.

— А что ели?

— Кашку.

— А что пили?

— Простоквашку.

— А что на закуску?

— Кислую капустку.

— Попили? Поели?

Кыш, полетели.

На головку сели.

Идет коза рогатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю!

* * *

Сорока-ворона

Кашу варила,

Детей кормила,

Этому дала,

Этому дала,

— А ты где был?

Дров не рубил,

Печку не топил,

Кашу не варил,

Позже всех приходил.

Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

(прикасайтесь последовательно к голове, рукам, ногам)

* * *

Широка река,

Высоки берега.

(на первой строчке руки разведите в стороны, на второй — потянуться руками вверх)

* * *

Подбородочек малютки,

Щечки, щечки,

Носик, губки.

А за губками — язык

С соской он дружить привык.

Глазки, глазки,

Бровки, бровки,

Лобик, лобик-умница —

Мама так любуется.

(прикасайтесь к глазкам, носику и пр.)

* * *

Где ладошки, пальчики?

В лесу ловили зайчика.

Ушки на макушке, хвосток — малышок,

Весь дрожит, к мамочке спешит.

Поймали, обняли — дальше побежали.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю —

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Нашу Катю не буди!

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

* * *

Ой ты ж, котенька-коток,

Котя — серенький хвосток!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу Дашеньку качать,

Нашу Дашеньку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Некрасивая девочка

Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Потешки при массаже

Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)

Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)

Хомка раненько встает (подтягиваемся)

Щечки моет, шейку трет.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)* * *

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, никто больше не шумит.

(Загибаем пальчики, поглаживая)* * *

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали,

Походили – поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать

Дадим крошек поклевать.

(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).

Развитие речи детей дошкольного возраста: лекция

Содержание лекции

  1. Задачи речевого развития и воспитания дошкольников
  2. Развитие речи ребенка с рождения до школы
  3. Развитие речи ребенка с рождения  от 0 до 6 месяцев
  4. Развитие речи ребенка с рождения  с 6 месяцев до 1 года
  5. Развитие речи ребенка в 1 год
  6. Развитие речи ребенка в  2 года
  7. Развитие речи ребенка в 3 года
  8. Развитие речи ребенка в  возрасте 4–5 лет
  9. Развитие речи ребенка в  возрасте 5–6 лет
  10. Развитие речи ребенка в  возрасте 6-7 лет

Задание для слушателей

  1. Изучить содержание лекции «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
  2. Заполнить таблицу в тетради и сдать на проверку:

Таблица: Развитие речи ребенка дошкольного возраста

Возраст ребенка Речевые нормы: что должен уметь Приемы развития речи
     
     

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста

Ай, Ванька-дружок,

Ай, Ванька-дружок,

Подкуй сапожок!

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица над окном наряжается,

А цареночек в люлечке качается!

Ай, качи-качи-качи!

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи

С пылу, с жару из печи!

С пылу, с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Ах ты, моя деточка

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

Бай, бай, бай, бай

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.

Бежала лесочком

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки — груздочки

Для сына, для дочки.

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Идет Бай по стене

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки —

Ване на ножки,

Топать по дорожке.

Из-за леса, из-за гор

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Куй, куй чеботок

Куй, куй чеботок,

Подай, Ваня, молоток!

Не подашь молоток,

Не подкуешь чеботок!

Наша Маша маленька

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Наши уточки с утра

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»

Ну-ка, милый пастушок

Ну-ка, милый пастушок.

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

Ночь пришла

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

Огуречик, огуречик!

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ой, заинька, по сеничкам

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке

Выбежати.

Да некуда серому

Выскакати.

Ой, были трое

Ворота,

Да все призаперты

Стоят.

Призаперты да

Все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.

Поехали, поехали

Поехали, поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам.

В ямку — бух!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу

Да и деточке снесу.

Привяжу я козлика

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая береза,

Стой, не качайся.

Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Сорока, сорока

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке.

На попрядушке.

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Другому—ложечку,

А третьему—целую поварежечку!

Травка-муравка

Травка—муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Ребятки — за молоко.

У Ален ни в гостях

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в сережках.

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Уж я Танюшке пирог испеку

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Чики, чики, кички

Чики, чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели —

Все люди глядели.

Как они садились —

Все на них дивились.

Авторитет

Андрей Дементьев

Я помню, до войны у нас в деревне
Мы старших почитали… А теперь
Усмешку может вызвать старец древний.
Старуху могут выставить за дверь.

Теперь всё по-другому – кто моложе
Да посильнее – тот авторитет.
Сын на отца уже прикрикнуть может,
Послать подальше, несмотря что сед.

И чья-то мать, когда-то просто мама,
Не знала, что дождётся чёрных дней,
И кулачки, что к сердцу прижимала,
Вдруг силу будут пробовать на ней.

А мы росли совсем в иной морали:
Когда я в детстве что-то натворил, –
Чужие люди уши мне надрали –
И батька их за то благодарил.

Я расту

Агния Барто

А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул — но я расту,

Расту, шагая в класс. 

Расту, когда гляжу в окно,

Расту, когда сижу в кино,

Когда светло, когда темно,

Расту, расту я все равно. 

Идет борьба за чистоту,

Я подметаю и расту.

Сажусь я с книжкой на тахту,

Читаю книжку и расту. 

Стоим мы с папой на мосту,

Он не растет, а я расту.

Отметку ставят мне не ту,

Я чуть не плачу, но расту. 

Расту и в дождик,

И в мороз,

Уже я мамуПерерос!

Мальчик Ой

Алексей Стариков 

Жил на свете мальчик Ой. 
Был он вроде нас с тобой, 
Но в отличие от нас 
Ойкал чаще в десять раз. 

Встанет утром мальчик Ой, 
Тронет пол босой ногой: 
«Ой! — кричит он.— Подо мной 
Пол ну просто ледяной!» 

Умывался мальчик Ой 
Только тёплою водой, 
Но и тут кричал всегда: 
«Ой, горячая вода!» 

Ойкал также мальчик Ой 
Очень часто за едой — 
То и дело слышно: «Ой! 
Хлеб невкусный! Суп плохой!» 

А выходит Ой гулять — 
Слышно «ой» да «ой» опять: 
«Ой, собака! Ой, боюсь! 
Лучше я домой вернусь!» 

Позовут его домой — 
Начинает хныкать Ой: 
«Ой! — разносится опять. — 
Ой! Хочу ещё гулять!» 

Вот какой был мальчик Ой!.. 
Ты, конечно, не такой, 
Хоть, наверное, порой 
Поступаешь сам, как Ой?

Народные потешки для малышей

Для развлечения подойдут и народные потешки для самых маленьких. Детям нравится слушать веселый голос родителей, а стихотворная форма добавляет потешки забавности и интереса.

Вариантов множество, и они обычно известны всем, поскольку передаются из поколения в поколение:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Аты-баты! Шли солдаты,

Аты-баты! На базар.

Аты-баты! Что купили?

Аты-баты! Самовар!

Аты-баты! Сколько стоит?

Аты-баты! Три рубля.

Аты-баты! Он какой?

Аты-баты! Золотой

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Стуки-стуки, глянь в ворота:

Верно, в гости едет кто-то:

Едет целая семья,

Впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил,

А петух с трубою.

Кот и песик удивились –

Даже помирились.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго –

Испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – рядом.

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Федя-Бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

«Ма-а-ма!»

Приговорки, потешки и прибаутки для детей – отличный вариант развлечения в любом возрасте. Простая стихотворная форма, уместность для любых случаев – все это делает приговорки обязательными к изучению для родителей.

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей

Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков

Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Что полезно рассказывать детям в возрасте двух или трёх лет?

Много развивающих стишков для детей 2–3 лет. Маленькие детки повторяют все, что слышат. Поэтому стоит переходить к более серьёзным потешкам, которые и развеселят малыша, и помог развивать мышление. Ведь чем больше ребёнок запоминает слов, тем быстрее начинает говорить. А лёгкие стишки, которыми мама сопровождает новые понятия или предметы, запоминаются лучше.

Петя, Петя, Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Деткам спать не даёшь.

Про мышей

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше.

Они песенки поют,

Да мышат стерегут.

Выйдет мышка погулять.

Тут же котик её хвать.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации