Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Знакомим детей 2

Наглядные пособия

Сразу отметим, что наглядных пособий, помогающих изучать времена года и месяцы, к вашим услугам огромное количество. Это различные рисунки, видео, а также сама природа, за которой так увлекательно наблюдать вместе с малышом.

Поскольку говорим мы сейчас о картинках, разберемся с ними более подробно.

Какими они могут и должны быть.

Прежде всего, купите красивый календарь и повесьте его в комнате ребенка. Каждый день начинайте с того, чтобы посмотреть в окошко, описать увиденное и определить, какая же там пора года.

Не старайтесь за один подход выучить все месяцы по порядку, запаситесь терпением. У вас достаточно времени для того, что постепенно в течение года разобраться со всеми нюансами и интересными моментами. В этом прелесть дошкольного образования – можно никуда не спешить.

Интересная идея – сделать календарь с ребенком самостоятельно. Возьмите большой лист бумаги, разделите его не четыре части – по одной для определенного времени года, и рисуйте вместе различные атрибуты каждой поры, запомнившиеся малышу. Можно найти на улице красивые разноцветные листья для осени, цветы для лета, вырезать снежинки для зимы и все это приклеить в нужные места.

Начните с самого простого: когда тепло, холодно, идет снег, дождь, светит солнце. Разберитесь, как выглядят различные растения, цветы, чем занимаются животные, птицы, насекомые. Отдельная тема – что обычно делают люди.

Ниже хороший пример, отражающий изменения, происходящие с конкретным объектом – деревом. Предложите малышу описать их и подумать, к какой поре какая картинка относится.

Следующие изображения помогут выучить, чем можно заняться зимой, весной, летом или осенью.

Отличная идея – тематические раскраски. Изучаем предмет и одновременно тренируем мелкую моторику.

Многим родителям кажется естественным начинать изучать календарь с зимы, ведь мы привыкли, что год стартует именно в разгар снежной поры. Однако это оправданно только в том случае, если за окном морозы и холода. На самом деле за точку отсчета следует взять именно тот период, который идет в данный момент.

Так вы сможете наглядно демонстрировать малышу все приметы рассматриваемого времени года, займетесь с ним делами, свойственными для него. Зимой это санки, снежки; весной – кораблики и ручейки, первые подснежники; летом – пляж, сачки для бабочек, мячик; осенью – сбор яблок и первые затяжные дожди, когда так приятно посидеть вместе в доме в тепле.

Конечно, вы можете изучать сразу все поры года, используя наглядный материал и видео, но это не так интересно и познавательно.

Как запомнить дни недели, названия сезонов и месяцы ребенку

Как запомнить дни недели и месяцы ребенку? Вот несколько интересных дидактических игр:

  1. Выучить забавные стихи или пальчиковые гимнастики про дни недели на русском или украинском языках.
  2. Нарисовать вместе яркий дидактический плакат. Например, визуально дни недели можно представить в виде паровозика, цветка или радуги (ее оттенков также 7).
  3. Сделать самостоятельно дидактическую игру, посвященную временам года. Вырежи большой картонный круг с временами года и названиями месяцев. Приготовь прищепки, на каждой из которых с помощью двухстороннего скотча закрепи тематические аппликации из журналов (например, зимой мы катаемся на санках, а весной сажаем огород). Предложи малышу самостоятельно найти место на круге с временами года каждому занятию. 
  4. Чтобы легко выучить названия сезонов с ребенком, стоит найти 4 фотографии вашего двора в разные времена года. Размести их в зоне видимости малыша и несколько раз в день обращай внимания на различия (листва деревьев, количество людей на улице, их одежда).
  5. Сделать или приобрести календарь полезных привычек. Такие плакаты с расписанием на день легко превратить в дидактическую игру, которая поможет изучить дни недели и названия месяцев. Малыш проснулся и почистил зубы? Найдите вместе на плакате сегодняшний день (например, вторник), и отметьте достижение рисунком или магнитом с зубом.

Думаем, теперь ты точно знаешь, как запомнить дни недели ребенку. Учитесь с удовольствием!

Читай также: Как выучить с ребенком буквы? 5 веселых видео-идей от опытных мам

Времена года и месяцы для детей

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

И снова наступает зима.

Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,И не воротятся больше назад.В каждой стае птичек — семь,Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьевДруг за другом бродят,Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мостНа семь вёрст,А в конце моста —Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят К нам в гости:Один седой,Другой молодой,Третий скачет,А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Игры

Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.

Прыгаем по лужам

Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.

Соотнеси картинки

Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – пасхальное яйцо, для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.

Угадай, какое время года

Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.

Разгадываем загадки

Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.

Загадки Ответ
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит — слёзы льёт.
(Зима)
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Из заморских стран далёких
Птицы к нам
Летят-возвращаются.
(Весна)
Прилетела пава,
Села на травы,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)
Красное, зелёное, жаром опалённое,
Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.
(Лето)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)
Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила.
(Осень)
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (
(Осень)
Ей, чтобы перекрасить листья,
Не нужно красок или кисти:
Зелёные летом, они
Становятся жёлтыми, красными.
(Осень)

Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:

  1. З.Е. Агранович “Времена года”.
  2. Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
  3. Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
  4. Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.

Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации

Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов

1. Первый календарь

Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели

Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован  не только зрительный канал восприятия, но и чувственный

У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.

Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.

После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).

Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва».

Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла

Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.

Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт, Ozon, My-shop). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.

Учим ребенка разбираться в часах и времени?

Научить малыша разбираться со временем, на первый взгляд, сложно. Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем. Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. В его понимании, время течет не так, как у взрослых. Занимаясь чем-нибудь интересным, играя в интересную игру, или на прогулке время у малыша ускоряется. Ему кажется, что он играет совсем немного. На самом же деле, могут проходить часы. Когда же ребенок должен что-то выучить, убрать за собой, посещая врача, время в восприятии ребенка может тянуться довольно долго.

Чтобы научить ориентироваться ребенка во времени не нужно показывать, где какая стрелка, и что это значит. Начать необходимо издалека. Ознакомьте ребенка с самим понятием времени. Мама и папа могут сделать это, даже не замечая этого в процессе повседневных игр и занятий. Ребенок должен усвоить для начала самые простые вещи. Например, то, что за днем наступает ночь, а за ночью утро. Малыш должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что за чем идет. Тем самым, вырабатывая у себя понимание времени. А это куда важнее, чем заставить малыша выучить положения стрелок на часах. Всегда говорите ребенку: «Спокойной ночи» и «Доброе утро» — это самый простой способ дать разобраться во времени суток

Нужно акцентировать внимание на любую последовательность, где отчетливо видно, что было сначала, а что потом. Можно прочитать сказку, в которой можно проследить последовательность, например, «Колобок»

Сначала его испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке, встретил Зайца. Развитию ребенка поспособствуют вопросы типа: «Что случилось, после того, как Колобок встретил Зайца?»
Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с малышом лучше строить на примерах. Приведите пример из его жизни. Скажите о том, что происходит сейчас – это настоящее. То, что ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее. Например, День Рождения ребенка произойдет через месяц, поездка на море летом. Все это произойдет в будущем. А вот поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий. Еще лучше, если ребенок сам будет называть примеры. Продемонстрируйте ребенку, что можно сделать за минуту, секунду, час. Для этого можно воспользоваться таймером, и смотреть, за сколько малыш сможет выполнить то или иное действие.

Следующий шаг – это выработать понимание у ребенка времен года. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для этого, выйдите на улицу – понаблюдайте, покажите малышу, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Кроме того, в продаже можно приобрести много учебных книжек, которые помогут познакомиться вашему малышу со временами года. Рекомендуется также прочесть сказку «Двенадцать месяцев» С. Маршака и «Синичкин календарь» В. Бианки. Разбираемся в часах

После того, как ваш малыш освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Но для этого, конечно же, ребенок должен разбираться в цифрах, и уметь считать. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями. Объясните ребенку, что у часов есть две стрелки, и о том, что они вертятся и показывают время: от цифры 1 до 12. Освойте сначала часовую стрелку, а потом уже минутную. Не требуйте, чтобы ребенок запоминал все точно до минуты. Пусть ребенок ориентируется в духе «почти два часа», «чуть больше часа», «половина восьмого». Свяжите то или иное время с каким-то действием, которое выполняет ребенок каждый день. Например, в 8 00 утра он встает, а в 9 30 он идет в детский сад. Когда ребенок хорошо освоит часовую стрелку, можно будет переходить и к минутной.

Подсказки к знакомству с временами года

Обязательно обращайте внимание малыша на изменения за окном, особенно если происходит что-то характеризующее определенное время года. Например, зимой выпал снег или осенью пошел дождь.

Знакомя малыша с зимой, акцентируйте его внимание на появление снега. Расскажите о том, что он белый и холодный, если долго полежит на ладошке, то растает

Далее можно рассказывать о зимних праздниках, о новогодней елке. Повествуйте и о том, что зимой на улице очень холодно, всем нужно тепло одеваться и надевать на ножки сапоги.
Весна — это время, когда все пробуждается: на деревьях появляются почки, которые через время распускаются, на земле проклевываются молодые травинки. Расскажите о том, что весной птицы возвращаются с теплых краев, животный мир пробуждается от сна.
Лето — это жаркая пора года. В это время малыш ходит практически голеньким. Летом семья бывает на море или посещает аквапарк. В этот сезон года созревают фрукты и ягоды, овощи. Летом малыш может дольше гулять вне дома, так как день становится длиннее.
Осень — период, когда листья на деревьях желтеют, затем багровеют и опадают. Это период, когда часто идет дождь. Осенью можно собирать природные материалы, шишки, каштаны, желуди. В это время года большинство птиц улетает в теплые края на зимовку.

Лучшим способом для изучения времен года будет знакомство посредством настольной игры. Малышу будет интересно познавать материал, играя.

как ребенку помочь запомнить месяцы в году

Удивительно простая техника для запоминания месяцев в году.

Пишем крупными буквами в столбик следующее:

и говорим — представь, что зимой, на морозе лает собака. Почему зимой? Потому что ДЯФ — это первые буквы зимних месяцев. Д — декабрь, Я — январь, Ф — февраль.

Затем просим ребенка еще раз сказать, как лает собака, и перечислить зимние месяцы.

Далее — говорим, что в первый месяц весны праздник всех Мам и записываем:

Еще раз спрашиваем, чей это праздник весной? МАМ, отвечает ребенок и перечисляет: март, апрель, май. Если путает март и май, говорим что весна начинается с праздника — 8 марта.

и просим ребенка представить ослика Иа, который летом, в жару, весело скачет по зеленой травке. Только ослик не обычный, а длинный — ИИА. После этого прячем эти три буквы и спрашиваем — кто там летом скачет по траве? ИИА, отвечает ребенок и перечисляет месяцы. Если путает июнь и июль — можно нарисовать на отдельном листе слева букву Н, справа — Л и сказать Н всегда раньше. Или нарисовать носорога (Н) , который бежит впереди лисы (Л). Больше фантазии!

И про осень я рассказываю так — как только лето кончилось и пора собираться в школу, то на детей нападает СОН. Утром вставать надо, а тут такой сладкий СОН.

и далее — как с предыдущими месяцами.

Затем небольшой опрос — как собака лает? А в какое время года она лает? А весна — это праздник чей? А летом кто там скачет по травке? А осенью на детей нападает что? И если видите, что ребенок усвоил эти 4 слова (дяф, мам, ииа и сон) и соотносит их с временами года, смело просите его перечислить зимние, весенние, летние и осенние месяцы.

Особенности детей

Спокойные малыши-флегматики не стремятся к преодолению трудностей. Раз топнув ножкой, они опускаются на четвереньки и ползут по своим важным детским делам.

Осторожные и робкие меланхолики аккуратно передвигаются, держась за мебель и стены или схватившись за мамин палец, причем не отпускают его даже тогда, когда уже могут уверенно ходить сами.

Активные холерики решительно вырывают ручку и без всякой поддержки устремляются вперед, даже не задумываясь о потенциальных опасностях. С таким малюткой сложнее всего, ведь отвернуться нельзя ни на миг.

Осваивая сложную науку равновесия и ходьбы, падают все, ведь на то, чтобы научиться ходить уверенно, нужно время. Однако, смелые и решительные, упав, поднимаются и вновь продолжают свой нелегкий путь. А робкие и застенчивые сидят на попе и хнычут, ожидая, пока нежные заботливые руки поднимут и утешат.

Как научить ребенка различать времена года.

Объяснять ребенку разницу между временами года можно уже с 3-4 лет. Дети этого возраста уже отлично понимают, что такое холод, жара, дождь и т.д.

Необходимость в этих знаниях очень важна для ребенка, он сможет адекватно вести себя среди окружающих людей, расширит свои знания об окружающем мире, будет иметь представление какую одежду носят люди в разное время года и каких ждать перемен.

Взрослый очень много может рассказать ребенку в о временах года. В доступной для малыша форме, расскажите, что люди выделяют в году четыре сезона – зиму, весну, лето и осень. Эти сезоны отличаются между собой не только названиями, но и определенными погодными условиями

Расскажите, какие изменения происходят с погодой и природой, обратите внимание на листья деревьев, траву, цветы, поведение животных, одежду людей.1……

Начать рассказ лучше всего с зимы, так как она является самым характерным временем года – тут тебе и снег, и сосульки, и метель, и санки, и коньки и Дед Мороз. Особенно хорошо дети запоминают в какое время бывают яркие сезонные праздники: зимой – Новый год, весной – 8 марта, осенью – праздник урожая.

В свои рассказы обязательно включайте наглядный материал. Для этого подберите карточки на которых изображена жизнь животных в каждый период года, одежду людей, сюжетные картинки, занятия людей. Каждую картинку рассмотрите по отдельности. Разберите ее с ребенком: какое время года изображено? По каким признакам ты это понял?
Прочитайте стихи про времена года, выучите понравившийся отрывок.

В своих уроках обязательно используйте загадки. В них содержится много эпитетов, сравнений. Весна – молодая краса, зима – седовласая старуха. Подобные обороты сделают речь ребенка ярче, красивее.

Читая сказки, рассматривайте с ребенком иллюстрации и по изображенным признакам ребенок должен  догадаться, какое это время года.

На прогулке в парке, в лесу, расскажите о начале, середине и конце каждого сезона года. Какой разной может быть например, осень, в начале – ранняя осень, в середине – золотая осень, в конце – поздняя осень

Обращая на это внимание, Вы понемногу подготавливаете ребенка к пониманию «месяцы года»

До тех пор пока знания ребенка не будут полными и устойчивыми, не учите с ним  названия месяцев, дайте уложиться в голове уже полученным знаниям, если ребенок механически все выучит, то грамотнее не станет.

Ближе к пятилетнему возрасту познакомьте с месяцами.

Объясните так: Ты уже знаешь, что год делится на 4 сезона. В каждом сезоне происходит много изменений и названий одних сезонов не хватает для полного понимания, о чем хочет рассказать человек. Если например тебе скажут: «Я люблю осень». То нам будет непонятно, что ему нравится, время, когда собирают урожай или когда опадают листья или первый ледок на лужах. Поэтому каждый сезон разделили еще на три части, такие части люди назвали месяц.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации